Единственно верное снижение
Росстат оценил падение экономики во втором квартале заметно лучше всех прогнозов
Предварительная оценка падения ВВП во втором квартале 2020 года — 8,5% в годовом выражении, сообщил Росстат. Она оказалась заметно лучше как официальных прогнозов, так и прогнозов аналитиков. Этой оценке не хватает данных о малом бизнесе — их появление может заставить статистиков заметно ухудшить уже первую оценку динамики ВВП во втором квартале.
По предварительным расчетам статистиков по методу производства, физический объем ВВП за второй квартал 2020 года в годовом выражении снизился на 8,5% после роста на 1,6% в первом. Оценка оказалась заметно оптимистичнее официальных прогнозов Минэкономики, где ждали спада во втором квартале на 9,5%, и Банка России, где его прогнозировали в 9–10%. Консенсус-прогноз агентства FocusEconomics, сделанный в августе на основе данных 43 профессиональных прогнозистов из инвестбанков и исследовательских институтов, предполагал снижение ВВП России на 9,8% во втором квартале.
Заметно отличается эта цифра и от спада на 9,7% во втором квартале, зафиксированного Росстатом ранее в базовых отраслях — сельском хозяйстве, промпроизводстве, строительстве, грузообороте транспорта, торговле.
В пояснениях Росстата говорится: объем добавленной стоимости снижался во всех отраслях, кроме сельского хозяйства. Методологически произведенный ВВП отличается от индекса базовых отраслей тем, что к ним прибавляется добавленная стоимость, произведенная оставшимися отраслями, нефинансовыми услугами, финансовыми предприятиями, домохозяйствами, НКО и госуправлением (минус налоги и плюс субсидии). Замглавы Минэкономики Полина Крючкова, комментируя данные Росстата, отметила, что основное снижение ВВП в «карантинном» квартале обеспечили базовые отрасли, и повторила, что меры господдержки позволили отчасти компенсировать спад «в отраслях, находившихся под ограничениями (таких как платные услуги населению, общественное питание, гостинично-туристская сфера)», который «оказался менее существенным, чем предполагалось».
В Росстате же замечают:
«Максимальное падение отмечено в сырьевом секторе, розничной торговле, пассажирских перевозках, а также в отраслях, связанных с оказанием услуг населению. Минимальное — в обрабатывающих производствах, строительстве, оптовой торговле и грузоперевозках, а также в обеспечении электрической энергией, газом и паром и кондиционировании воздуха».
Напомним, данные о том, что во втором квартале пассажирооборот снизился на 79%, сфера общественного питания — на 48,9%, объем платных услуг населению — на 37,2%, были опубликованы в конце июля.
В текущей оценке Росстата не хватает одного принципиального компонента, который может сильно повлиять на первую (именно так) оценку ВВП за второй квартал, она будет опубликована в сентябре. Текущая оценка не включает ВВП, произведенный в малом бизнесе, а основывается лишь на «оперативных данных о динамике производства крупных и средних предприятий нефинансового сектора экономики».
Из данных самого Росстата следует, что именно снижение доходов от предпринимательства стало основной причиной спада реальных располагаемых доходов граждан во втором квартале (см. “Ъ” от 31 июля). В структуре доходов поступления от предпринимательства во втором квартале 2020 года составили 3,5% против 5,7% год назад, что, по оценке ЦМАКП, означает их реальное снижение на 43,5% соответственно, доля прочих (неформальных) поступлений за год уменьшилась с 9,9% до 5,3% на фоне снижения их объема на 50%. В 2018 году долю малого и среднего бизнеса в ВВП Росстат оценивал в 20,2%, но по запросу “Ъ” не смог ни оценить ее сейчас, ни выделить долю малого бизнеса даже для предыдущих периодов. «Оценка ВВП за второй квартал может измениться очень сильно за счет оборотов, которые не попали в текущий счет. Я даже не берусь оценивать масштаб»,— говорит Дмитрий Белоусов из ЦМАКП. Летняя статистика по занятости в секторе МСП угрожающей при этом не выглядит, но прямо с произведенным МСП ВВП не связана.
Численность МСП сокращается, но число их сотрудников растет
Экономические потрясения весны—лета 2020 года в малом и среднем предпринимательстве (МСП) привели к необычному эффекту: число МСП год к году сократилось на 4,2%, причем в последний месяц снижение даже ускорилось, но число работающих в этом секторе не только не уменьшилось, но и медленно увеличивается. Судя по статистике, антикризисные мероприятия правительства привели и к масштабной легализации микробизнеса, оказавшегося в части случаев малым или средним, а сокращение занятости в МСП, вероятно, было скорее московским, чем общероссийским.