Песня глохнет, а стены растут
Корреспондент “Ъ” Кирилл Кривошеев об ошибках белорусской оппозиции
Еще в понедельник участники белорусских протестов были близки к победе как никогда. Когда формально переизбравшемуся президенту Александру Лукашенко кричали «Уходи!» рабочие завода колесных тягачей, казалось, что вот он — гнев простого народа. Ведь на постсоветском пространстве часто говорят, что борцы с режимом — это «оторванные от жизни молодые мажоры». Государственное телевидение вместо выступления бессменного лидера показывало вчерашний прогноз погоды, а высокопоставленные дипломаты один за другим выступали против результатов выборов и действий силовиков — что еще нужно, чтобы констатировать разрушение авторитарного режима?
Но уже вторник оставил совсем другое впечатление. После того как рабочие деятели стали намекать, что не смогут бастовать вечно, а телевизор вновь стал славить Александра Лукашенко, который, в свою очередь, публично представил к наградам более 300 силовиков, пробуксовка «бархатной революции» стала очевидна. Песня спета лишь до середины, и тут начинается интересная развилка.
Главной музыкальной темой белорусских протестов стала песня с долгой историей под названием «Муры» — то есть «Стены». Ее мелодия написана еще во франкистской Испании, но белорусский вариант текста сделан на основе польского, который исполнил бард Яцек Качмарский. В 1980-е годы польские «Муры» были гимном профсоюзного объединения «Солидарность», которое и добилось свержения коммунистов. В 2010 году, после очередных выборов Александра Лукашенко, песня в переводе поэта Андрея Хадановича звучала и в Минске, но, как мы теперь знаем, без особого успеха.
«Муры» — это история про «молодого и вдохновленного» певца, который повел за собой сторонников. Припев в польском и белорусском вариантах совпадает по смыслу: «Разбери стены тюрьмы, хочешь свободы — так бери / Стена вот-вот рухнет, рухнет, рухнет — и похоронит старый мир».
Но если польский текст заканчивается поучительно (в нем певец остается один и замечает, что стены выросли вновь, а на ногах у его разругавшихся последователей — цепи), то белорусский блогер Сергей Тихановский решил выбросить этот пессимистичный момент.
И снова переписал слова. Получилось слегка наивно: «Браты-офицеры, мы единый народ, мы вместе живем на земле / Сделайте честный выбор свой — Не нужно нам этой войны». А вместо слов о затихающей песне и растущих тюремных стенах — «Мы, белорусы, к миру идем — в светлый и солнечный путь».
Вчера у Сергея Тихановского был день рождения, и «Муры» пели возле СИЗО, где он сидит по подозрению в организации беспорядков.
Песня — песней, но по чьему сценарию будут развиваться белорусские протесты: Яцека Качмарского или сидящего за тюремной стеной Тихановского? Наблюдая за действиями оппозиционеров с самого начала протестов, могу сказать: триумф самого в массового в истории страны митинга принадлежит не им.
Так уж получается, что проект Nexta, который ведут из Варшавы 22-летний Степан Путило и 25-летний Роман Протасевич, работает куда успешнее, чем то, что пытается создать объединенный штаб белорусской оппозиции.
А ведь туда входят такие солидные люди как экс-посол Белоруссии в США, опытный менеджер Валерий Цепкало и наверняка не самые худшие политтехнологи.
Но почему эти политтехнологи целую неделю не реагировали на обсуждение в СМИ и соцсетях явно антироссийской программы, которую приписывают штабу, и не открестились от нее еще до того, как Александр Лукашенко рассказал о «планах альтернативщиков» по телевизору? Например, собирается все-таки Светлана Тихановская заменять российские телеканалы польскими и украинскими или нет?
На ее сайте желающим ознакомиться с программой предлагают перейти на другой сайт — reformby.com, который во вторник работал плохо, а сегодня не открывается вовсе. Предложений по внешней политике и нацбезопасности, по крайней мере — последние несколько дней, там не было, зато нашлась архивная копия раздела на белорусском языке, где все перечисленное Александром Лукашенко есть: выход из Союзного государства, Евразийского экономического союза и Организации договора о коллективной безопасности, защита от «агрессивной внешней политики Кремля».
Еще одно доказательство: на reformby.com было указано, что «материалы сайта подготовлены на основе документов платформы "Реанимационный пакет реформ для Беларуси"», а в этом пакете (его сайт тоже доступен только в архивной копии) антироссийские пункты присутствуют. Указан и их автор — председатель партии «Белорусский народный фронт» с 2009 по 2017 год Алексей Янукевич.
На состоявшейся во вторник пресс-конференции Координационного совета оппозиционеры неуверенно отвечали, что и в мыслях не имели ничего такого, а сегодня сайт перестал открываться.
Что остается думать белорусу, который хоть трижды готов выступить против Александра Лукашенко, но опасается болезненного разворота на Запад? Заниматься интернет-археологией и выяснять, что к чему, он точно не станет.
Между тем сайт reformby.сom, судя по всему,— это просто винегрет из разных предложений, которые вариативны (в частности, есть разделы «Здравоохранение 1» и «Здравоохранение 2») и опубликованы без ведома авторов. Например, известный белорусский эксперт Ярослав Романчук, который указан соавтором экономической программы, вчера сказал мне, что не знал о проекте и не общался со Светланой Тихановской.
Все это можно было доступно объяснить народу. Но у штаба даже не нашлось четкого ответа на вопрос, есть у Светланы Тихановской программа как таковая или нет.
Если она собирается быть президентом не больше полугода, то программа со злополучного сайта за этот срок нереализуема. Если она еще сама не знает — то надо четко определить отношение к наиболее сомнительным пунктам, а не просто ссылаться на них.
Почему журналисты должны выспрашивать у политиков, какой именно орган будет вести переговоры с Александром Лукашенко — Координационный совет или «Фронт национального спасения»? Зачем Валерий Цепкало до этого назвал «Фронт национального спасения» правительством в изгнании?
Наконец, представьте себя белорусским чиновником, которому осточертело 26-летнее правление одного лидера и который готов примкнуть к оппозиции.
Вы читаете вот это: «Белорусские чиновники, которые открыто заявляют о победе Светланы Тихановской, имеют возможность обращаться в соответствующие структуры, которые для этого были созданы от имени объединенного штаба для координации. В ближайшие дни эти функции могут быть делегированы ими Координационному совету».
Вызывает доверие? И у госслужащих, с которыми я говорил, тоже не вызывает. В ту же копилку — разговоры о могущественных фондах, которые поддержат бастующих рабочих за счет белорусской диаспоры. Кто-то уже получил деньги? Пока я лишь видел на Nexta, как строителям привезли арбузы.
«Били сто тысяч ладоней, и ритм врагов бил наповал»,— так было в воскресенье. А сегодня в Минске и провинциальных городах проходят митинги сторонников власти. Даже если они немногочисленные и при этом на них свезли бюджетников, это признак — стены снова растут. Telegram-канал «Пул Первого» показал креатив — сделал пакет стикеров в поддержку власти «Батьки».
Если оппозиционеры сейчас же не утроят активность — придется перелезать через стены, пока можно, и бесславно бежать за границу.
Это, конечно, не значит, что Александр Лукашенко как политик здоров — он безнадежно болен. Но заниматься этим вопросом будут уже другие люди, и не за полгода, а за пару лет. А ведь такая была песня!