Татарстан потерял влияние на прокурора
Республика лишились возможности согласовывать кандидатуру на эту должность
С принятием поправок в Конституцию РФ власти Татарстана лишились права влиять на назначение регионального прокурора. Вчера Госсовет республики признал утратившим силу закон, согласно которому кандидатуру на должность прокурора согласовывали президент Татарстана и местный парламент. Эксперты считают, что этот вопрос был «важным для республики», но региональные власти не могли повлиять на содержание президентских поправок в Конституцию.
Вчера Госсовет признал утратившим силу региональный закон «О порядке согласования кандидатуры для назначения на должность прокурора Республики Татарстан». Законопроект был внесен действующим руководителем прокуратуры Татарстана Илдусом Нафиковым. Выступая перед депутатами, он напомнил, что 1 июля по итогам общероссийского голосования были приняты поправки в Конституцию РФ, согласно которым меняется порядок назначения прокуроров субъектов РФ. По новому порядку, прокуроры назначаются президентом России после консультаций с Советом федерации. При этом регионы утратили право согласовывать кандидатов на эту должность по представлению Генпрокуратуры.
Напомним, поправки в Конституцию РФ были инициированы президентом России Владимиром Путиным. В том числе он предложил закрепить приоритет Основного закона перед международными договорами, сократить число судей Конституционного суда, наделить новыми полномочиями Госдуму и Совет федерации. При рассмотрении предложенного президентом законопроекта в него было внесено множество других поправок, среди которых — обнуление президентских сроков. В марте 2020 года пакет поправок поддержал Госсовет Татарстана, хотя часть депутатов высказывали критические замечания преимущественно по языковому вопросу. На общероссийском голосовании Татарстан показал один из самых высоких результатов поддержки поправок. Согласно официальным данным, «да» ответили 82,8% проголосовавших избирателей республики при явке почти 80%.
Закон о согласовании кандидатуры прокурора был принят в Татарстане в 2010 году. Согласно документу, согласие на назначение требовалось от президента Татарстана и Госсовета республики. При этом кандидатура считалась несогласованной, если хотя бы один из органов госвласти республики отклонил ее. Генпрокуратура могла направить повторное представление властям республики.
Таким образом была согласована кандидатура Илдуса Нафикова в 2013 году (до этого он был прокурором Казани). В 2018 году его полномочия были продлены еще на пять лет также с согласия властей республики.
Республиканский закон вчера был отменен практически без какого-либо предметного обсуждения. Лишь член депутатской группы «Татарстан — новый век» и единоросс Николай Рыбушкин, который преподает на кафедре уголовного права в Казанском федеральном университете (КФУ), спросил у господина Нафикова: «Возвращаемся к ленинскому принципу о единстве законности?» Прокурор ему ответил, что «согласно поправкам к Конституции указано, что прокуратура — единая федеральная централизованная система органов, что раньше было указано только в федеральном законе, а сейчас указано в Конституции». «Все правильно! Работа Владимира Ильича Ленина „О двойном подчинении и законности“. Правильно? Вы же сдавали мне»,— сказал он прокурору, который окончил юридический факультет университета в 1983 году. «Это политический вопрос, не юридический»,— завершил непродолжительную дискуссию Илдус Нафиков.
За признание утратившим силу республиканского закона проголосовали 87 депутатов. Один был против, трое воздержались.
Казанский политолог Сергей Сергеев отмечает, что в 1990-е годы регионы и особенно Татарстан «забрали много полномочий». «Теперь маятник качнулся в другую сторону. Это закономерное явление в нынешней тенденции развития событий. Это наступление на права регионов»,— считает он. По словам эксперта, в регионах «необходимы независимые от местных властей чиновники», однако должен быть «баланс между полномочиями региона и центра». Господин Сергеев полагает, что де-факто для регионального прокурора «московское начальство играло несколько большую роль, чем власти республики», вспоминая, как в 2017 году прокуратура добивалась исключения татарского языка из обязательной части школьной программы. Политолог затруднился прогнозировать, сможет ли назначить федеральный центр в 2023 году прокурора из другого региона, однако отметил, что «такой опыт уже есть с назначением руководителя следственного управления». Сергей Сергеев заключил, что вопрос согласования кандидатуры на должность прокурора был для республики «важным», но власти республики «вряд ли могли что-либо сделать», чтобы повлиять на содержание президентских поправок в Конституцию.