Москву оставили без троллейбусов
Весь электротранспорт, несмотря на протесты общественников, заменили электробусами
Все троллейбусные маршруты в Москве ликвидированы и заменены на электробусные, сообщили в ГУП «Мосгортранс». «В знак уважения» мэрия оставила один маршрут, по которому будут ходить две ретромашины. Ликвидации троллейбусного движения активно противостояло общественное движение «Москвичи за троллейбус» и депутаты Мосгордумы: они указывали на чрезмерную дороговизну электробусов, а также опыт европейских городов по сохранению электрического транспорта.
Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ
«25 августа в столице началась новая эпоха электротранспорта — по троллейбусным маршрутам поехали электробусы,— заявил 25 августа гендиректор ГУП "Мосгортранс" Леонид Антонов.— Решение постепенно отказываться от троллейбусного сообщения далось нам непросто, но мы понимаем: это шаг вперед. Будущее за инновационным электрическим транспортом».
Сейчас в Москве ездит 450 электробусов, до конца года их будет 600, а к 2024 году — более 2,6 тыс. Два контракта по поставке электробусов мэрия заключила в 2018 году (на 6,35 млрд руб. каждый — с КамАЗом и ГАЗом), еще один — на 6,57 млрд руб. в 2019 году (с КамАЗом) ) — они уже исполнены. В начале 2020 года был заключен еще контракт на 11 млрд руб. с КамаЗом и на 5,6 млрд руб. с ГАЗом.
Руководство города, заявил господин Антонов, приняло решение «в знак уважения» оставить один троллейбусный маршрут от Комсомольской площади до Новорязанской улицы, где будет ходить две ретромашины. Скорее всего это будут музейные ЗиУ-5 1961 года и ЗиУ-5Г 1966 года.
Первые троллейбусы появились в Москве в ноябре 1933 года. Слухи о планах мэрии отказаться от этого вида транспорта обсуждались в сети последние несколько лет. С 2014 года несколько десятков троллейбусных маршрутов были заменены электробусными. Как рассказывал “Ъ”, в январе 2020 года в соцсетях появилась фотография информационной листовки с символикой «Мосгортранса», где говорилось о планах «ликвидации троллейбусов по требованию мэра Москвы Сергея Собянина». В ГУП тогда опровергли информацию, заявив, что «списание старых троллейбусов происходит строго по фактическому состоянию транспортных средств». Активное сопротивление процессу ликвидации троллейбусов оказывало общественное движение «Москвичи за троллейбус». Именно оно накануне официального сообщения «Мосгортранса» распространило информацию о том, что последние троллейбусы в Москве прекращают работу 25 августа 2020 года.
Группа депутатов Мосгордумы (Сергей Митрохин, Дарья Беседина и другие) ранее обращались к мэру Сергею Собянину с просьбой сохранить троллейбусное движение. В их письме говорится, в частности, что троллейбус является «визитной карточкой» и «брендом» города; что он может стать символом Москвы, как двухэтажный автобус в Лондоне; что «современный троллейбус» выгоднее и дешевле электробусов.
«Множество городов в мире развивает электротранспорт,— пишут депутаты.— Никто не пытается заменить один вид электротранспорта другим. Москва не должна быть уникальным отрицательным примером».
Парламентарии поддерживают расширение парка электробусов, но они должны приходить на замену дизельным автобусам.
Другие российские города троллейбусы по-прежнему применяют. Машины, которые ранее ходили по улицам Москвы, передаются в Саратов и Нижний Новгород. Более 100 новых троллейбусов получит в 2020 году Санкт-Петербург. Программа комплексной модернизации пассажирского транспорта Минтранса, о которой “Ъ” рассказывал, предусматривает поставку в города более 2,5 тыс. новых троллейбусов. В Архангельске, Астрахани, Тюмени, Владикавказе, Благовещенске троллейбусов нет, протяженность троллейбусных линий «серьезно сократилась» за последнее время во Владивостоке, Воронеже, в Ростове-на-Дону, Вологде, говорит директор института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. Власти Пензы также объявили о планах ликвидировать троллейбусы, местные активисты уже начали сбор подписей против этого решения.
Фотогалерея
Уехала эпоха
Инициатором введения троллейбусного сообщения в Москве был партийный деятель Лазарь Каганович. Для первой линии планировалось приобрести немецкие троллейбусы, но из-за нехватки валюты Наркомтяжпром поручил отечественным заводам проектирование и строительство двух первых опытных советских троллейбусов. Первая троллейбусная линия в Москве была открыта 15 ноября 1933 года
Фото: Микулина Елена / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Линия имела длину 7,5 км и пролегала от площади Тверской заставы (Белорусского вокзала) по Ленинградскому шоссе до моста Московской окружной дороги в Покровском-Стрешнево. Средняя скорость движения по ней составляла 36 км/ч. Троллейбус проезжал всю линию целиком за 30 минут
На фото: столичный троллейбус образца 1933 года
Фото: Микулина Елена / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Первый троллейбус, получивший в честь Лазаря Кагановича индекс ЛК, имел деревянный каркас, мог развивать скорость до 50 км/ч. В салоне имелось 37 сидений. Троллейбус работал с 7 до 24 часов
Фото: Грачев Михаил / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В январе 1934 года первую линию продлили до площади Революции, в декабре того же года была открыта вторая линия — по Арбату. К концу года по двум линиям ездили 36 троллейбусов серии ЛК
На фото: троллейбусы у Триумфальной арки возле Белорусского вокзала, которая позже была снесена
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
К началу Великой Отечественной войны в 1941 году Москва по численности троллейбусов (599 единиц) занимала второе
место в мире после Лондона (1820 единиц)
На фото: женщины разгружают дрова на улице Горького, 1941 год
Фото: Л. Смирнов / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В начале 1941 года в Москве работало
три троллейбусных парка, которые обслуживали 17 маршрутов. Кроме того, в начале войны в Москве работало 113 грузовых веток. К концу войны их общая протяженность составила 41,2 километра
На фото: площадь Маяковского в годы войны
Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
Десятки московских троллейбусов отправляли в тыл. Многие из них затем распределили по другим городам, где в годы войны открыли троллейбусное движение
Фото: Санько Галина / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В отличие от других стран, где от троллейбусов начали отказываться в 1950-1960-х годах и заменять их на автобусы, в СССР этот вид транспорта активно развивался до конца 1980-х
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
На 1 января 1964 года в Москве было 1811 троллейбусов. Для новых машин в 1962 году был открыт 6-й троллейбусный парк (в Заморинском переулке), а в 1964 году — 7-й троллейбусный парк (Нагатинский)
Фото: Огонек-Ъ / Новиков С. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
С 1940-х годов для подготовки водителей троллейбусов стали принимать женщин
Фото: Савин Михаил / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В начале января 1981 года столичный троллейбусный парк насчитывал 2312 машин. В конце 1980-х была разработана программа развития троллейбусной сети на окраинах города, однако ни один из ее проектов так и не был реализован
Фото: Мальцев А. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В 1991 году троллейбусы сыграли свою роль во время августовского путча. Люди перегородили ими проезжую часть, чтобы закрыть путь танкам
Фото: Дитякин Алексей / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
После распада СССР троллейбусный транспорт в столичном регионе продолжал развиваться. Новые линии появились в Подмосковье — в Химках, Видном, Подольске
Фото: Игорь Чижов/Коммерсантъ
В августе 1993 года из-за введения одностороннего движения вокруг Кремля была изменена схема всех троллейбусных маршрутов, проходящих через центр Москвы
Фото: Коммерсантъ / Геннадий Гуляев
В 1990-х – 2000-х годах некоторые троллейбусные линии в центре закрылись. Так, были сняты с эксплуатации линии на Манежной улице, на Пушечной улице, на Кузнецком мосту, на Неглинной улице. Опережающее по сравнению с ростом пропускной способности улиц увеличение количества автотранспорта усложняло работу всех видов общественного транспорта, в том числе троллейбусов
Фото: Коммерсантъ / Сафрон Голиков
В 2004 году на маршрут вышли первые троллейбусы с турникетами для автоматической системы контроля проезда. Затем ее будут внедрять и в другом транспорте
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
В 2010 году, практически сразу после вступления Сергея Собянина в должность мэра Москвы, появились упоминания о планах закрытия троллейбусной системы. В 2018 году в столице были запущены первые два электробуса. Они начали ходить по 73-му троллейбусному маршруту
Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров
В августе 2020 года «Мосгортранс» сообщил, что все троллейбусные маршруты в Москве ликвидированы и заменены на электробусные (на фото). Позже мэрия запустила музейный маршрут троллейбуса, связывающий Комсомольскую площадь и Новорязанскую улицу
Фото: Коммерсантъ / Александр Казаков