«Есть противоречивое поле вокруг фильма, и нам с этим придется что-то делать»
Алексей Учитель о своем фильме «Цой»
В «РИА Новости» прошла пресс-конференция режиссера Алексея Учителя («Рок», «Дневник его жены», «Край», «Матильда» и др.), посвященная его новому фильму «Цой». Картина должна выйти на экраны осенью, но точной даты релиза пока нет. О сложностях, с которыми ему пришлось столкнуться в процессе выпуска на экраны фильма, посвященного Виктору Цою, Алексей Учитель рассказал Борису Барабанову.
Режиссер Алексей Учитель
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ
Сюжет фильма начинается с аварии, произошедшей 15 августа 1990 года на трассе Слока—Талси. В результате столкновения рейсового «Икаруса» и «Москвича», за рулем которого сидел Виктор Цой, лидер группы «Кино» погиб. Это общеизвестный факт, однако в фильме нет титра «основано на реальных событиях». Цой на экране появляется только в кадрах, взятых режиссером из его собственных документальных фильмов «Рок» и «Последний герой». Большую часть времени на экране — люди, похожие на родственников и близких Цоя: Марина, похожая на первую жену Цоя Марьяну (Марьяна Спивак); Полина, еще больше похожая на его гражданскую жену Наталью Разлогову (Паулина Андреева); сын певца Женя (Маша Пересильд); продюсер Райзен, похожий на Юрия Айзеншписа (Игорь Верник); Рика, панк-рокер, в котором сложно не разглядеть лидера группы «Объект насмешек» Рикошета (Илья Дель). Все они оказываются в автобусе, везущем из Риги в Ленинград гроб с телом артиста. А за рулем автобуса волею судеб оказывается водитель злосчастного «Икаруса» Павел Шелест (Евгений Цыганов). В дороге всем им приходится заново пересмотреть свои отношения, решить, как жить дальше. Тем временем латышская милиция расследует ДТП, а подручные Райзена ищут пропавшую после аварии кассету с новым альбомом.
— В первый раз я услышал о том, что вы собираетесь снимать этот фильм, в разгар страстей вокруг «Матильды». То есть воюя с фанатами одного очень популярного в нашей стране персонажа, вы уже задумывали фильм, который явно придется по вкусу далеко не всем поклонникам другого.
— Нет, фильм задуман намного раньше. Когда случилась авария, в которой погиб Виктор Цой, я отправился на место ДТП. И именно тогда я увидел водителя «Икаруса», который столкнулся с машиной Виктора. Вот был такой незаметный человек Янис Фибигс — и вдруг стал всем интересен. Представьте себе, он не слышал ни одной песни Цоя. Образ этого водителя, чья жизнь разделилась аварией на «до» и «после», не давал мне покоя много лет. И мы начали придумывать сюжет фильма, возникла идея, что именно этот водитель должен оказаться за рулем автобуса, который повезет гроб и близких Цоя в Ленинград. Первая версия сценария появилась девять лет назад. И я думал, что больше к нему не вернусь. Но снимали мы фильм в прошлом году.
Мы решили делать «Цоя» именно потому, что популярность Виктора, вопреки моим ожиданиям, не то что не пошла на убыль, а только усиливалась. Мы снова разыскали Яниса Фибигса. Он поначалу не разрешил себя снимать даже для наших внутренних целей, не для фильма. У него был случай, когда какая-то газета взяла у него интервью, а потом переврала все его слова. Кстати, у него в деревне во дворе стоит «Икарус», точно такой же, как тот, на котором он ехал в день аварии. Этот Янис — абсолютно советский человек, несмотря на то, что он латыш. Помню, мы с Женей Цыгановым долго спорили о том, оставить ли его в фильме латышом, говорить ли Жене с акцентом. В итоге решили сделать наполовину русским.
Потому что если латыш не знает Цоя, это как-то еще объяснимо, а русский — ну совсем странно, и это усиливает к нему интерес.
Так вот, этот водитель в итоге все же разрешил поснимать на телефоны и с упоением вспоминал времена своей службы на подводной лодке. Они с сослуживцами до сих пор каждый год встречаются — украинцы, латыши, русские.
— При этом в финале вашего фильма есть фраза, которую герою Евгения Цыганова говорит ленинградский кагэбэшник: «Страна трещит по швам…»
— Понимаете, я не чувствовал никакого страха или угрызений совести — я не собирался делать ничего плохого и, в отличие от «Матильды», у меня даже не было намерения погружаться в личную жизнь известного человека. Я не собирался снимать биографический фильм о Цое. Это мой взгляд на мир тех людей, которых я лично и близко знал.
Это притча о том, что есть такие люди, которые каким-то невероятным образом влияют на нас всех.
Что тогда, в 1990-м, на людей, которые были в автобусе вместе с его гробом, что на нас сегодняшних. У каждого из нас свой Цой. В фильме даже нет актера, играющего Цоя, есть только немного кадров из моих фильмов «Рок» и «Последний герой». А остальное каждый додумывает сам. Конечно, когда мы делали фильм, я понимал, что будут сложности. И не с фанатами группы «Кино», нет. Я думаю, они все поймут правильно, так как в фильме они, в конечном счете, защищают своего кумира. Я действовал открыто. Сценарий был опубликован. Перед съемками я встретился с Александром Цоем, сыном Виктора. Он объяснил мне свои опасения и не возражал против съемок с оговоркой, что у некоторых героев будут другие имена.
— Эта договоренность была как-то зафиксирована?
— Она была устной. И сейчас все отчасти напоминает историю вокруг «Матильды». Я говорю даже не о «фанатах», а о письменных претензиях. Тогда это были письма от общественных движений, во главе кампании против фильма была Наталья Поклонская. Сейчас это «Национальное музыкальное издательство», которое по поручению семьи Цоя управляет его наследием. При этом, как и в случае с «Матильдой», против фильма выступают те, кто саму картину не видел.
— Какие могут быть претензии, если песни «Кино» звучат в «Цое» только внутри фрагментов фильма «Рок», который принадлежит вам?
— Тем не менее «Национальное музыкальное издательство» даже пытается сформулировать нам некие требования, юридически не вполне корректные. В этой бумаге сказано, что мы не можем использовать имя «Цой», хотя это незаконно — имя принадлежит всем. Да и по песням внутри цитат из моих документальных фильмов у них тоже есть вопросы, хотя наши юристы этот вопрос проверили многократно. Понимаете, Министерство культуры выдало нам прокатное удостоверение, и мы можем хоть сейчас выпустить фильм на большой экран. Но есть противоречивое поле вокруг фильма, и нам с этим придется что-то делать. Это не единственный случай в российском кино. Вы, наверное, знаете, что родственники прототипов героев фильма «Движение вверх» тоже заставили его создателей изменить имена спортсменов. Хотя никто не вправе запрещать художнику высказываться о персонаже — у него есть свое видение, свое мнение.
В моем случае есть и моральное право, ведь я лично был знаком с Виктором.
Но есть то, что я называю «дополнительной цензурой» со стороны семьи. А у нас, не стоит забывать, не байопик. И речь идет о трактовке образов, которая, конечно, является прерогативой автора фильма. Странно, что это кому-то непонятно.
Кадр из фильма Алексея Учителя «Цой»
Фото: ТПО «Рок»
Кадр из фильма Алексея Учителя «Цой»
Фото: ТПО «Рок»
Кадр из фильма Алексея Учителя «Цой»
Фото: ТПО «Рок»
— В вашем фильме нет актера, исполняющего роль Виктора Цоя, но есть персонажи, в которых можно увидеть портретное сходство с реальными людьми. И несмотря на то, что имена изменены, сходство есть, и, видимо, оно и вызвало вопросы.
— Я не стремился к портретному сходству. Есть просто приметы времени — очки, прически, одежда. Но я не делал документальное кино. Все, что происходит в автобусе, выдумано от начала до конца. И «Рок», и «Цоя» я делал как человек со стороны, не как часть этого сообщества.
Как я уже сказал, мне интересна психологическая ситуация вокруг водителя.
Все персонажи являются, скорее, собирательными образами: бывшая жена, последняя любовь, коллега, продюсер. И еще мне хотелось придумать такую коллизию, в которой Цой, даже лежа в гробу, продолжает оказывать свое магическое воздействие на людей и объединяет даже тех, кто никогда между собой не ладил.
— Большая часть саундтрека к фильму «Цой» создана приглашенным композитором. А изначально в монтаже стояли песни «Кино»?
— Нет. Два года назад во время фестиваля «Послание к человеку» я слушал на Дворцовой площади программу «Симфоническое Кино», это песни «Кино», аранжированные Игорем Вдовиным для гитары Юрия Каспаряна и оркестра. Кстати, со мной вместе эту программу слушал гость фестиваля Паоло Соррентино. В какой-то момент он начал меня расспрашивать о Цое, кто это такой вообще. И в итоге попросил у меня диски «Кино». То есть он проникся общим энтузиазмом и музыкой Цоя даже в таком варианте. Так вот, мы изначально звали Игоря Вдовина писать музыку. Но по разным причинам не смогли договориться. И я думаю, хорошо, что мы доверили саундтрек совсем молодому композитору — Федору Журавлеву. Это его первая работа. А вам не понравилось?
— Не могу сказать, что я в восторге.
— Музыка не должна была перетягивать на себя внимание, не должна была быть слишком яркой. Единственное, что мы оставили от стиля «Кино»,— это лидирующая гитара.
Фотогалерея
Жизнь и творчество легенды русского рока Виктора Цоя
Певец, поэт, композитор и актер Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде. После окончания школы поступил в художественное училище имени Валентина Серова (ныне Николая Рериха), но оттуда его отчислили за неуспеваемость. Он поступил в ПТУ и получил специальность резчика по дереву
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Конрадт
В начале 1980-х «Кино» представляло из себя акустический дуэт Виктора Цоя и Алексея Рыбина под названием «Гарин и гиперболоиды», исполнявший биг-бит и буги с текстами, напоминавшими дворовые песни — искренними, немного прямолинейными и энергичными одновременно
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
При помощи Бориса Гребенщикова и музыкантов «Аквариума» Цой и Рыбин записали свою первую программу «45». Полноценный состав группы сформировался во время записи второго альбома «Начальник Камчатки». Изображенный на обложке альбома будущий барабанщик «Кино» Георгий «Густав» Гурьянов присоединился к группе лишь в конце рабочего процесса и на записи фактически отсутствовал. Он появился в роли перкуссиониста на финальной «Прогулке романтика»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Альбом был записан в 1982 году и получил название «45» — именно столько составляла продолжительность его звучания
На фото (на переднем плане слева направо): музыкант Сергей Курехин, лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков и лидер группы «Кино» Виктор Цой
Фото: ТАСС / Интерпресс / Валентин Барановский
«Витька был упорным и трудолюбивым человеком,— писал Алексей Рыбин.— Кое-какие песни у него рождались очень быстро, но над большей частью того, что было написано им в период с 1980 по 1983 год, он сидел подолгу, меняя местами слова, проговаривая вслух строчки, отбрасывая лишнее и добавляя новые куплеты, чтобы до конца выразить то, что он хотел сказать. На уроках в своем ПТУ он писал массу совершенно дурацких и никчемных стишков, рифмовал что попало, и это было неплохим упражнением, подготовкой к более серьезной работе»
Второй альбом группы, «46», был записан уже без участия Алексея Рыбина, который покинул группу
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
В 1983 году Виктор Цой, пытаясь избежать призыва в армию, лег в в психиатрическую больницу. Там он провел полтора месяца. Весной следующего года группа записала песню «Я объявляю свой дом безъядерной зоной». Она открыла второй фестиваль Ленинградского рок-клуба в 1984 году и была признана лучшей антивоенной песней
Фото: Наташа Васильева-Халл / ТАСС
Отчасти ориентируясь на своих англоязычных кумиров, отчасти самостоятельно Цой выстроил, возможно, самый удачный сценический образ: задранный подбородок, гордый профиль, всегда в черном
Фото: Александр Чумичев и Александр Шогин / ТАСС
К моменту расцвета деятельности Ленинградского рок-клуба Виктор Цой и «Кино» были его звездами наряду с «Аквариумом», «ДДТ», «Алисой», «Телевизором»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В 1985 году Виктор Цой женился на администраторе группы Марьяне, с которой познакомился за три года до этого на ее дне рождения. По воспоминаниям Марьяны, 19-летний Витя возмутил именинницу не характерной для его возраста уверенностью в себе. Марьяна в то время работала костюмером в Ленинградском государственном цирке, именно она обеспечила группе «Кино» уникальный концертный гардероб, состоявший из списанных цирковых костюмов. В 1985 году у Виктора и Марьяны родился сын Саша (на фото). Пара рассталась (но так и не развелась официально) в 1989 году, когда Цой познакомил Марьяну со своей новой девушкой Натальей Разлоговой. В 2005 году Марьяна Цой умерла от рака
Фото: Наташа Васильева-Халл / ТАСС
В 2001 году экс-музыканты «Кино» подали на Марьяну Цой в суд, требуя признать их авторские права на аранжировки к песням группы и выплатить им часть гонораров за продажу аудиозаписей и воспроизведение песен по радио и телевидению с 1990 года
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Во второй половине 1980-х Виктор Цой работал кочегаром в котельной на улице Блохина в Санкт-Петербурге, в народе получившей название «Камчатка». Помимо него, там кочегарили поэт Александр Башлачев и основатель группы «Алиса» Святослав Задерий. В «Камчатке» проходили концерты, в 1987 году она стала съемочной площадкой фильма «Рок», там даже играли свадьбу. Сейчас в «Камчатке» (на фото) находится клуб-музей Виктора Цоя
Фото: Коммерсантъ / Никита Инфантьев
Большое влияние на музыканта оказали его друзья — творческая группа «Новые художники». Все участники «Кино», кроме гитариста Юрия Каспаряна, занимались живописью. «Новые художники» активно сотрудничали с рок-клубом — оформляли концерты и пластинки, проводили выставки
Фото: ТАСС / ООО "Кинокомпания "ОЛС-фильм"
В последние годы Цой, по свидетельствам близких, замкнулся в себе и практически не выходил из дома. Он не хотел гулять по улицам, собирать вокруг себя толпы людей, становиться объектом наблюдения. Все это не приносило ему удовольствия. Та известность, которую он получил, была, по его словам, только доказательством того, что он в этой жизни чего-то стоит
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
Зимой 1987 года в Ялте проходили съемки фильма «Асса» Сергея Соловьева с участием Виктора Цоя. Именно там он встретил Наталью Разлогову, которой было суждено стать его второй и последней спутницей. Она работала ассистентом у помощника режиссера Виктора Трахтенберга. «Удивительно то, что мы с этой дамой абсолютно разные,— вспоминала Марьяна Цой. — Я даже представить не могла, что Вите может понравиться такая девушка. Насколько я не владею собой, настолько она собой владела. Я — это бочка с порохом. Она — абсолютная скала...»
Фото: Валентин Барановский / Интерпресс / ТАСС
Во время съемок фильма «Игла» в 1987 году Виктор Цой написал свою легендарную «Звезду по имени Солнце». Ее премьера состоялась в Политехе города Алматы во время сольного концерта. По рассказам режиссера фильма Рашида Нугманова, песня была написана на его гитаре и в его квартире в Казахстане. Альбом «Звезда по имени Солнце» стал последним, изданным при жизни Цоя
На фото: кадр из фильма «Игла. Ремикс»
Фото: ТАСС / ООО "Кинокомпания "ОЛС-фильм" / ТАСС / ООО
Несмотря на плотный гастрольный график и съемки в фильмах, Виктор Цой успевал заниматься живописью. В 1988 году на прошедшей в Нью-Йорке выставке ленинградских современных художников десять картин принадлежали кисти музыканта
Фото: ТАСС / Евгений Асмолов
Лето 1990 года Виктор Цой и группа «Кино» встретили уставшими и дожидались возможности отдохнуть от плотных гастролей. Цой отправился в Юрмалу с сыном Сашей и другом Юрием Каспаряном. С момента выхода «Солнца» прошло полтора года, и они намеревались поработать в спокойных условиях. За пару недель музыканты отрепетировали несколько новых и несколько старых, но еще не записанных песен. Каспарян уехал работать домой, Цой продолжил работу в одиночку. 15 августа, возвращаясь с рыбалки, он погиб в автокатастрофе в нескольких десятках километров от Риги. «Москвич» Цоя, не вписавшись в опасный поворот на трассе Слока — Талей, столкнулся с автобусом
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
Нелепая преждевременная гибель Виктора Цоя навсегда закрепила его славу. Хоронить Цоя на Богославском кладбище в Питере пришли тысячи людей. На Арбате в Москве появилась стена его имени, посмертный «Черный альбом» побил все рекорды по продажам (хотя стоил 25 руб. вместо традиционных пяти). Тогда же прошли грандиозные концерты памяти музыканта
Фото: Коммерсантъ / Павел Головкин
«Cтену Цоя» в Кривоарбатском переулке в Москве представители властей неоднократно пытались закрасить, но фанаты легендарного музыканта со всей России и стран ближнего зарубежья продолжают «паломничество» к этому своеобразному мемориалу, приносят цветы, вешают плакаты и добавляют новые надписи
Фото: Коммерсантъ / Александр Казаков
В 2009 году в Санкт-Петербурге был установлен временный памятник артисту, изображающий музыканта сидящим на мотоцикле (на фото). В 2010 году в Барнауле был установлен первый постоянный памятник Виктору Цою. Кроме того, в Москве и Челябинске существуют стены памяти артиста; памятник установлен и на месте его гибели на трассе Слока—Талси в Латвии
Фото: ТАСС / Интерпресс / Петр Ковалев
В 2016 году санкт-петербургский градостроительный совет обсуждал проект постоянного памятника Виктору Цою, который планировали установить к 26-й годовщине гибели музыканта, однако открытие монумента состоялось в 2020-м. Четырехметровую фигуру (на фото) установили в сквере на пересечении проспекта Ветеранов и улицы Танкиста Хрустицкого
Фото: Алексей Даничев / РИА Новости
В 2018 году Кирилл Серебренников снял фильм «Лето» (кадр из фильма на фото) о молодом Викторе Цое и ленинградской андеграудной рок-культуре начала 1980-х. Главную роль исполнил корейский актер Тео Ю. В 2020-м вышел фильм Алексея Учителя «Цой» про гибель музыканта. 16 июня 2022 года состоялся ре-релиз фильма «Асса»
Фото: WDSSPR