Жалобу на обыск закрыли на ключ
Следственные действия у Ивана Сафронова разрешили и узаконили в закрытом режиме
Мосгорсуд признал законным проведение обыска дома у бывшего корреспондента “Ъ” и советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова. Защита настаивала, что данное следственное действие, как и обыск у матери обвиненного в государственной измене экс-спецкора, не было должным образом обосновано, так как следствие не может внятно объяснить суть претензий к заключенному в СИЗО «Лефортово» господину Сафронову.
Как пояснили “Ъ” адвокаты Ивана Сафронова, решение обжаловать законность проведения обысков как у него в квартире на Нижегородской улице, так и в жилище его матери было принято уже давно, поскольку у них возникли серьезные сомнения в их обоснованности. 21 августа соответствующий документ зарегистрировали в Мосгорсуде, была назначена дата слушаний.
Санкцию на проведение обысков выдала 6 июля, накануне задержания господина Сафронова, судья Лефортовского суда Альбина Галимова. С соответствующим ходатайством в суд обращался следователь СУ ФСБ подполковник юстиции Александр Чабан, который ведет дело о государственной измене (ст. 275 УК РФ), связанное с якобы сотрудничеством Ивана Сафронова с разведслужбой Чехии и передачей ее сотрудникам данных о поставках вооружений и действиях вооруженных сил РФ в странах Африки и Ближнего Востока.
По некоторым данным, в ходе изучения жилищ советника главы «Роскосмоса» и его родных были изъяты «представляющие интерес для следствия» предметы — ноутбук, «электронные носители» и т. д. По одной из версий, с помощью этого компьютера с использованием систем шифрования Иван Сафронов и общался с предполагаемыми разведчиками. Однако защита посчитала, что суду для обоснования обысков не было предоставлено никаких документов или весомых аргументов, свидетельствующих о совершении преступления.
Кого судили и как наказывали за госизмену
Само заседание проходило в закрытом режиме из-за грифа секретности, присвоенного этому уголовному делу, в котором якобы имеются данные, содержащие гостайну. Слушание, во время которого зал заседания запирали изнутри на ключ, заняло около полутора часов. Но никаких сенсаций не произошло, Мосгорсуд признал решение о проведении обысков законным.
«Постановление Лефортовского районного суда, которым разрешено производство обыска в жилище Сафронова Ивана Ивановича, оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения»,— огласил решение суд.
«Мы не согласны с вынесенным решением»,— заявил “Ъ” один из адвокатов Ивана Сафронова, глава правозащитного объединения «Команда 29» Иван Павлов. Он отметил, что суд огласил в четверг лишь резолютивную часть своего постановления, а потому он и его коллеги пока не знают мотивов, которыми руководствовался судья. «Следствие по-прежнему не привело аргументов обоснованности обвинения в адрес Сафронова и, соответственно, обысков, проведенных у него и его мамы»,— сообщил защитник. При этом господин Павлов пообещал продолжить работу «по этому направлению» после того, как «постановление будет полностью изготовлено» и стороне защиты станут понятны основания отказа.
Как рассказывал “Ъ”, сам Иван Сафронов на первом с момента ареста и предъявления ему официального обвинения в госизмене следственном действии отказался давать показания. Он пояснил, что с радостью это сделает, но только после того, как следователи раскроют суть претензий, которые подследственному совершенно непонятны.