У Ивана Сафронова отобрали голос
ФСБ хочет закрепить результаты прослушки журналиста экспертизой
Как стало известно “Ъ”, следователи ФСБ, расследующие уголовное дело по обвинению в госизмене бывшего корреспондента “Ъ” и советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова, взяли у него образцы голоса. Скорее всего, это может понадобиться для фоноскопической экспертизы негласных прослушек разговоров журналиста. Сам он по-прежнему настаивает, что не передавал никаких секретов иностранным спецслужбам, и просит наконец разъяснить суть обвинений.
По данным “Ъ”, на днях адвокаты Ивана Сафронова были оповещены следователем ФСБ Александром Чабаном о необходимости прибыть утром в понедельник для участия в неких следственных действиях с их подзащитным. По их словам, о цели вызова они не знали, а само краткое сообщение получили по СМС.
Надо отметить, что это был лишь второй вызов с момента предъявления официального обвинения в государственной измене (ст. 275 УК РФ). Как сообщал “Ъ”, на допросе, который всегда следует за этой процедурой, бывший спецкор “Ъ” отказался давать показания, пояснив, что с радостью это сделает, когда следователи наконец разъяснят ему суть самих обвинений, которые ему остаются непонятными. Такой же позиции он придерживался и во время ознакомления на прошлой неделе с протоколом о назначении ему психолого-психиатрической экспертизы для установления вменяемости подследственного и отсутствия у него расстройства психики.
Как пояснил “Ъ” один из адвокатов Ивана Сафронова Иван Павлов, глава правозащитного объединения «Команда 29», новое приглашение в СУ ФСБ оказалось связано с забором у его клиента образцов голоса.
Он отметил, что это нужно для проведения назначенной в рамках расследования уголовного дела фоноскопической экспертизы, однако категорически отказался говорить о ее сути, сославшись на гриф секретности, который стоит на постановлении о назначении экспертизы. При этом господин Павлов отметил, что Иван Сафронов предоставил образцы голоса в присутствии четырех адвокатов. Сам экс-журналист, по словам защитника, чувствует себя хорошо. «Он в довольно бодром настроении, не собирается препятствовать следствию в установлении истины по делу, но снова просит разъяснить ему суть обвинений»,— отметил Иван Павлов.
Между тем Александр Михайлов, служивший ранее в звании генерала на ответственных руководящих должностях в органах госбезопасности, МВД и ФСКН, пояснил “Ъ”, что назначение фоноскопической экспертизы в деле Ивана Сафронова — это вполне ожидаемое и необходимое следственное действие, как и предыдущее направление в институт имени Сербского для уточнения психического здоровья обвиняемого. Он напомнил, что еще при аресте советника главы «Роскосмоса» Лефортовским судом стало известно, что в деле уже имеются несколько томов, содержащие данные оперативно-разыскных мероприятий в отношении Ивана Сафронова. «Очевидно, что в рамках технических действий были зафиксированы и какие-то диалоги»,— считает эксперт. По его словам, эти данные, очевидно, не вызывают никаких сомнений у оперативников или специалистов, но в рамках расследования их необходимо закрепить экспертными заключениями, чтобы исключить возможность искажения голоса и монтажа записи.