Александр Лукашенко перетряхнул силовиков
У президента Белоруссии все в безопасности и под контролем
Президент Белоруссии Александр Лукашенко в четверг доказал, что сохраняет в своих руках все рычаги власти в стране. Иначе ему бы не удалось с прежней легкостью провести перетасовку руководителей ключевых силовых ведомств — Совета безопасности, а также комитетов государственной безопасности (КГБ) и государственного контроля (КГК). Убедившись в полной поддержке со стороны силовиков, Александр Лукашенко также успел сверить часы с главным внешнеполитическим союзником — Россией в лице приехавшего в Минск премьер-министра Михаила Мишустина и глав ряда министерств. Правда, после этого он немедленно получил со стороны белорусской оппозиции напоминание о том, что суверенитет «не может быть предметом переговоров или торга».
Когда появилась первая информация о готовящемся назначении нового госсекретаря Совбеза, а также председателей комитетов государственной безопасности (КГБ) и государственного контроля (КГК), СМИ и эксперты сразу же предположили, что господин Лукашенко наказывает силовиков, причастных к июльскому задержанию 32 россиян и одного обладателя двух гражданств — РФ и Белоруссии, якобы причастных к «ЧВК Вагнера».
Напомним, что поначалу Александр Лукашенко очень уверенно говорил о злом умысле российских властей, а затем фактически согласился с версией президента РФ Владимира Путина. Она заключается в том, что эти люди направлялись в Латинскую Америку и на Ближний Восток «для абсолютно легальной работы», но в результате «операции украинских спецслужб совместно с американскими» попали в ловушку и были представлены «в качестве возможной ударной силы для раскачивания ситуации в ходе предвыборной кампании, что абсолютно не соответствовало действительности». Сейчас все россияне уже вернулись в Россию, хотя получить их хотела Украина, чтобы затем судить за участие в боевых действиях в Донбассе.
Последние данные по протестам в Белоруссии
Однако если бы кадровая перестановка касалась этой истории, глава КГБ Валерий Вакульчик, скорее всего, покинул бы госслужбу. А он перешел на должность не хуже прошлой — госсекретаря Совбеза. «В этот период, перестроечный, если можно сказать, для государственного аппарата, надо обеспечить не только преемственность, но и коллективную работу спецслужб. Мне кажется, что, будучи государственным секретарем, вы сможете объединить вокруг себя не только спецслужбы, но и правоохранительные органы, и выполнять задачи, которые стоят перед нами»,— напутствовал его Александр Лукашенко. «К Вакульчику Лукашенко претензий не имеет. Просто на посту главы Совбеза нужен тот, кто разбирается в вопросах конституционной безопасности, контрразведки»,— заявил “Ъ” белорусский политолог Алексей Дзермант. При этом он отверг высказывавшиеся в четверг предположения о том, что «Москва могла просить кого-то менять в белорусском силовом блоке».
К тому же человека, который заменил господина Вакульчика на его посту — бывшего главу КГК Игоря Тертеля, сложно назвать удобным для Москвы. Именно ему принадлежит заявление о том, что «кукловоды», стоящие за деятельностью не допущенного до президентских выборов экс-главы Белгазпромбанка Виктора Бабарико,— это «большие начальники в "Газпроме", а может быть, и выше». Стоит отметить, что господин Тертель до июня был заместителем главы КГБ. Кто станет новым постоянным главой КГК, пока неизвестно, но исполняющим обязанности назначен бывший первый замглавы Василий Герасимов.
В результате уволенным, но так и не получившим новую должность остался лишь Андрей Равков, занимавший пост госсекретаря Совбеза. Но и это, судя по всему, вопрос времени. «Публично хочу сказать: Андрей Алексеевич (Равков.— “Ъ”) не чужой человек. Просто мне показалось, что он не совсем уютно себя чувствует в этом кресле. Ему, конечно, надо такую работу подобрать, чтобы он шевелился»,— сказал Александр Лукашенко, уточнив, что есть «достаточно силовых международных организаций, где он может приложить свои усилия».
Помимо силовиков господин Лукашенко заменил двух высокопоставленных гражданских чиновников: вице-премьер Владимир Кухарев и мэр Минска Анатолий Сивак попросту поменялись должностями.
Первое же заявление господина Кухарева на посту главы столицы касалось протестов, и оно было явно по нраву президенту. «Эти небольшие локальные выступления говорят о том, что надо глубоко изучить ситуацию, чтобы системно подойти к вопросу, и работать системно с гражданами, которые выступают с различными точками зрения»,— сказал он.
Убедившись в полной поддержке со стороны белорусских силовиков и чиновников, Александр Лукашенко в четверг также успел сверить часы и с главным внешнеполитическим союзником. Если накануне, 2 сентября, глава МИД Белоруссии Владимир Макей приезжал в Москву, то теперь российская правительственная делегация приехала в Минск. В нее вошли премьер-министр Михаил Мишустин, а также вице-премьеры Дмитрий Чернышенко и Алексей Оверчук, глава Минэнерго Александр Новак, глава Минпромторга Денис Мантуров, министр культуры Ольга Любимова, глава Минспорта Олег Матыцин, а также министр здравоохранения Михаил Мурашко.
«Хотел бы еще раз подчеркнуть важность обеспечения независимости, суверенитета и территориальной целостности Белоруссии. Убеждены, что в нынешней ситуации необходимо действовать строго в правовом поле, полностью исключить внешнее вмешательство во внутриполитические процессы Белоруссии, отказаться от всякого рода угроз, применения односторонних санкций и иных нелегитимных ограничительных мер»,— сказал господину Лукашенко Михаил Мишустин.
«Стороны сейчас находятся в том состоянии, когда они могут идти навстречу друг другу, решать проблемные вопросы, которые копились годами. По логистике, по энергоносителям... Скорее всего, мы выйдем и на подписание "дорожных карт". Но политический фасад будет построен чуть позже — во время встречи Лукашенко и Путина»,— прокомментировал “Ъ” визит российской делегации Алексей Дзермант. По его мнению, в нынешней ситуации Александр Лукашенко будет готов пойти на некоторые уступки: «Понятно, что мгновенного создания наднациональных органов не будет. Но интеграция некоторых экономических сфер возможна».
Говоря о внешнем вмешательстве, Михаил Мишустин счел лишним упоминать, о ком именно идет речь: о негативной роли западных соседей Белоруссии и в Москве, и в Минске говорили уже не раз.
Однако в белорусской оппозиции в четверг дали понять, что чувствуют угрозу не с запада, а с востока.
Так, находящаяся в Польше экс-кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская, ранее провозгласившая свою победу на выборах, заявила: «Сомневаюсь, что любые решения и договоры, которые могут быть подписаны Лукашенко, будут признаны новым правительством. Причина этого известна — народ отказал Лукашенко в доверии». Комментируя встречу Александра Лукашенко с членами российского правительства, она решила напомнить всем, кто забыл: суверенитет Белоруссии «не может быть предметом переговоров или торга».