На живую нитку
Андрей и Ани Абакумовы в галерее Аrtstory
В московской галерее современного искусства Аrtstory открывается выставка молодых художников Андрея и Ани Абакумовых «Ускользающая нить». И нить здесь не метафора, а основной материал, с которым работают художники.
Основатели галереи Artstory Люсинэ Петросян и Михаил Опенгейм рассказывают: увидев произведения семейной пары, они сразу поняли, что картины — из ниток, хотя и неразличимых на расстоянии. Но вот каким образом все это собрано, даже они догадались не сразу: «Мы были уверены, что на прорисованную основу накладывается несколько слоев нитей, которые создают объем, но не цвет. Оказалось, ошиблись».
Уникальная по сложности расчетов и исполнения техника, где зрительный образ создается с помощью разных по толщине слоев ниток. Например, с помощью всего четырех цветов художники могут воспроизвести цветовую палитру самых известных произведений прерафаэлитов, раскрасить старинные гравюры и фотографии. Самая ответственная часть работы — получить точную математическую модель, схему рисунка. Этим занимается Андрей — математик и программист по образованию. Он же готовит основу будущего произведения: набивает гвозди по краям картона круглой или прямоугольной формы. Потом Ани слой за слоем, в определенной последовательности закрепляет на них разноцветные нити. Каждая картина средней величины состоит из 8 тысяч «строчек», на нее уходит 8–12 километров нити и одна-две недели жизни.
Согласно популярной версии, техника стринг-арт (string art, арт-струна или веревка) появилась в Англии в XVII веке: с помощью фигурных дощечек, гвоздей и многократного наложения нитей местные ткачи мастерили ажурные безделушки для дома. Впрочем, большого распространения стринг-арт не получил. Возможно, виной тому крайняя трудоемкость процесса плетения и совсем неочевидный результат. Например, если нить порвется, а ведь такое может случиться и на завершающем этапе многодневного труда, то работу можно выбрасывать в помойку — узелки и соединения техникой не предусмотрены. Исправить — подрисовать или поменять цвет — тоже не получится, нить должна лечь в правильное место с первого раза.
Кстати, Андрей Абакумов не единственный математик, заинтересовавшийся стринг-артом. Правда, в конце XIX века его английская коллега Мэри Эверест Буль таки поставила эстетскую прихоть на службу науке. С помощью веревки и все той же доски с гвоздями она моделировала различные геометрические фигуры, наглядно демонстрируя своим ученикам азы геометрии.
У современных художников масса возможностей и огромный выбор материалов для самовыражения и разговора с миром. Среди мастеров стринг-арта мировой известности добились всего несколько человек, и у Абакумовых есть хорошие шансы продолжить этот короткий список. За четыре года увлечение переросло у Ани, которая до этого преподавала в вузе французский язык, в профессию. «Московская выставка — первая для нас персональная. Недавно о нас рассказали на британском телевидении и в газете The Telegraph в рубрике "Мировые новости". В следующем году картины пообещали выставить у себя Нью-Йоркская и Канадская галереи»,— рассказала «Огоньку» художница. На вопрос о том, как популярные площадки о них узнали, Ани отвечает, что просто «разослала им письма с работами и получила ответ».
Пара начинала с копий известных полотен старых мастеров, а сейчас в основном творчески переосмысливает старые фотографии, которые Андрей и Ани находят на блошиных рынках европейских городов. Винтажные изображения и легли в основу работ, представленных на выставке в Artstory.