Безработица прошла мимо банков
Пандемия заставила финансистов ускоренно набирать специалистов
Во время общего увеличения числа безработных в период «коронакризиса» банки, напротив, показали рост численности сотрудников. Причем наибольший прирост был зафиксирован крупными универсальными игроками. Эксперты и участники рынка сходятся во мнении, что пандемия показала необходимость активного перехода в онлайн не только в розничном, но и в корпоративном сегменте и для этого банкам приходится увеличивать штат IT-специалистов.
“Ъ” проанализировал отчеты банков-эмитентов за первый и второй квартал 2020 года. Согласно им, за первое полугодие в целом по рынку численность банковских работников выросла на 3,2 тыс. человек, или 1,1%. Крупные универсальные банки показали даже большее увеличение численности сотрудников. Так, например, согласно ежеквартальному отчету, Альфа-банк за полугодие увеличил численность персонала на 1 тыс. человек, или 4,4%, до 23,8 тыс. человек, ВТБ — на 886 человек, или 1,8%, Газпромбанк — на 2,8 тыс., или 17,7%, РНКБ — на 792, или 23%, Россельхозбанк — на 931, или 3,5%. Этот опережающий рост отчасти был скомпенсирован сокращениями у других игроков, в частности у розничных банков. Отрицательную динамику показали Кредит Европа банк, ОТП-банк, ХКФ-банк и ряд других.
Общее увеличение числа банковских сотрудников произошло на фоне прогрессирующего в период пандемии роста безработицы.
Количество официально зарегистрированных безработных в России за период пандемии увеличилось до 3,6 млн, сообщал министр труда и социальной защиты Антон Котяков. «За этот период в центрах занятости зарегистрировались дополнительно более чем 2,5 млн человек»,— пояснял он. В результате по итогам июля уровень безработицы вырос до 6,3% от общей численности экономически активного населения.
«Почти все банки, страховые компании, управляющие компании — все, у кого есть такая возможность, проводят масштабную цифровизацию,— поясняет управляющий директор Mysearch Маша Янковская.— Пандемия показала важность возможности дистанционной работы с клиентами как в розничном, так и в корпоративном сегменте». Риски второй волны коронавируса подталкивают банки к более активным действиям, для чего им требуется расширение штата специалистов в сфере IT, полагает эксперт.
На кадровые вопросы влияет качество выстроенных процессов и используемая бизнес-модель, подчеркивает старший менеджер департамента управления рисками Deloitte Денис Гаврилин. В период пандемии, подтверждает он, действительно наблюдается рост в направлении ИТ для банков, произошло и изменение клиентского пути в части перехода из офлайна в онлайн.
При этом в рознице уровень диджитализации выше, чем в корпоративном сегменте, добавляет эксперт, поэтому, если розничные игроки могли сокращать избыточных сотрудников за счет технологий, универсальные продолжали набор.
Банкиры подтверждают эту теорию. «Мы активно набираем ИТ и продуктовую команду для развития трансакционного бизнеса, в том числе ДБО, host to host и внутренних систем»,— говорит старший вице-президент, директор департамента корпоративного бизнеса банка «Открытие» Андрей Карасев. «Средняя численность персонала банка ВТБ за первое полугодие 2020 года в сравнении со средней численностью за 2019 год увеличилась прежде всего в связи с тем, что банк активно увеличивает количество сотрудников IT-подразделения в рамках реализации стратегии развития банка, которая предполагает масштабную трансформацию на новой цифровой основе»,— отметили в пресс-службе банка.
В розничном Кредит Европа банке пояснили, что «некоторое сокращение численности персонала соответствует долгосрочной стратегии, дальнейшему фокусу на диджитализацию и ориентации клиентов на обслуживание онлайн». О том же говорят в ХКФ-банке: пандемия ускорила внедрение новых технологий, а самоизоляция повысила востребованность дистанционного обслуживания со стороны клиентов. За счет этого, поясняют в банке, высвободилась часть людей, ранее обслуживавших клиентов офлайн.