Остров на сладкое
Паштел де ната — это не просто тарталетки
Тарталетки с кремом хорошее завершение длинного путешествия. Или дождливого дня.
Мы с детьми играли в необитаемый остров. Нет, мы не строили хижины и не варили еду на костре. Мы сидели дома, шел дождь, и каждый придумывал, какие вещи взял бы обязательно с собой. От фонариков мы перешли к книгам, а потом к еде. До этого мы, конечно, спорили, можно ли взять планшет. Туда и книг можно загрузить сколько угодно. Но я эту хитрость отвергла — электричества не напасешься. Так что книгу только одну, зато бумажную. Я бы взяла «Робинзона Крузо», и дети согласились — там много полезных советов.
Вот уж не думала, что еда тоже вызовет такие споры. Мы уже запаслись крупами, семенами, картошкой, чтобы ее посадить, а я решила взять кусочек сыра в память о бедном пирате Бене Гане из «Острова сокровищ», как кто-то спросил: «Мы там сколько лет будем сидеть? 28, как Робинзон? И все это время без сладкого?»
В нашей семье не очень любят сладкое. Даже дети относятся к нему спокойно. Но 28 лет! Посыпались разные предложения — выращивать сахарный тростник было неплохим выходом. Коз выращивал и Робинзон, так что молоко тоже будет, какое-нибудь пирожное всегда можно испечь, успокоила я детей. Уж заварной крем точно. И вспомнила статью из Guardian — когда-то давно попалась мне на глаза — о 50 блюдах, которые нужно обязательно попробовать в жизни. Интересно, какие там десерты.
Тарталетки с кремом по-португальски
Готовое слоеное тесто 2 шт.
Желтки 4 шт.
Яйца 2 шт.
Молоко 500 г.
Статья быстро нашлась — а ведь от интернета на нашем необитаемом острове мы должны будем отказаться,— и на 15-м месте я обнаружила десерт, который, как мне показалось, можно сделать даже в походных условиях. Это были португальские тарталетки паштел де ната. То есть просто выпечка с кремом, именно с заварным.
Кроме короткой истории блюд газета указывала, где именно их лучше всего есть. Португальские тарталетки — конечно, в Белене, пригороде Лиссабона, а когда-то отдельном городе. Там стоит монастырь иеронимитов, в котором пекли эти прекрасные пирожные с конца XIX века. А может, и раньше, просто продавать стали в лавке при монастыре, когда настали не очень легкие времена и потребовался дополнительный доход.
Белен — порт, из которого уходили корабли мореплавателей, первооткрывателей. Именно тех, кому грозило провести остаток жизни на необитаемом острове, а может, и что похуже. Как бы мы ни любили наши игры на планшетах, эти истории про корабли, про Васко да Гаму и его товарищей все равно лучше всего. И мы стали вспоминать Белен, эти теплые и даже горячие еще булки, которые мы ждали целый час,— сколько испекли, столько и вынесли. И как потом мы их пробовали в каждом лиссабонском кафе под предлогом «чтобы сравнить».
Паштел де ната пекут везде в городе, это давно уже символ Португалии, но только та лавка при монастыре имеет право называть их паштел де Белен.
Да что в Лиссабоне, пирожное с заварным кремом пекут в Макао, где были португальские торговые концессии, и в Японии, где португальское влияние было очень сильно, конечно же благодаря мореплавателям. Пекут везде, где есть португальцы, закрепившиеся на самых далеких землях. И у каждого — немного по-другому, но всегда хрустит слоеное тесто и запеченный крем пахнет корицей.
И мы так увлеклись этими воспоминаниями, что, понятное дело, переместились на кухню, даже и не заметив, а дело было к полднику. И как вы помните, шел дождь. И продукты в паштел де ната такие простые, что все нашлось под рукой, как у Робинзона. И все дружно согласились подождать, когда будет готово,— в Белене ведь ждали.
Вам понадобятся формочки для тарталеток или для маффинов, эти поглубже, мне встречались пирожные разных форм, но в основном все же низкие тарталетки. Вырежьте из теста кружочки такого диаметра, чтобы выложить ими дно и стенки формочек.
Положите по кружку в каждую форму и прижмите, чтобы тесто плотно прилегло к дну и бортам. Если прилипает, не страшно, можно сначала формы припорошить мукой.
Теперь разведите муку в молоке и хорошенько взбейте. Добавьте цедру и палочку корицы и доведите молоко до кипения, постоянно мешая и даже взбивая. Корица — тоже, конечно, память о мореплавателях.
Отойти от молока нельзя, поэтому ждите до первых пузырей и сразу снимайте. А затем смешайте яйца с желтками и пока отставьте в сторону — надо заняться сиропом. Смочите сахар водой, чтобы он был как мокрый песок, и подогрейте на маленьком огне, следя, чтобы не подгорел, а растворился. Сироп должен пойти крупными пузырями, и тогда его можно вливать в молоко, непрестанно мешая. До этого, конечно, уберите из молока коричную палочку и цедру. Когда весь сироп смешался с молоком, начните вмешивать туда же яичную смесь.
Формочки поставьте на противень и заполните их кремом на 3/4, крем немного поднимется в духовке. Духовка должна быть очень горячей, в идеале 300 градусов, минимум 250. Эх, все же не испечь паштел в походных условиях, температуры нужны высокие, придется строить глиняную печь. Зато пекутся тарталетки очень быстро — минут 10 или меньше, а то и пять, если у вас мощная плита.
Сверху на креме появится тонкая корочка в аппетитных пятнах-припеках. А под ней — полукрем-полуфлан. Чуть только из духовки, тарталетки нужно посыпать сахарной пудрой и корицей и подавать теплыми. Когда идет дождь, хорошо, что мы все дома, едим пирожные с кремом, вспоминаем Робинзона, и никто не уплыл к неизведанным островам.