Боррель: США не имеют права восстанавливать санкции ООН против Ирана
Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и безопасности Жозеп Боррель заявил, что США не имеют полномочий добиваться восстановления санкций ООН против Ирана, так как Вашингтон в 2018 году вышел из иранской «ядерной сделки».
«США в одностороннем порядке 8 мая 2018 года вышли из соглашения (Совместного всеобъемлющего плана действий по Ирану, СВПД.— “Ъ”) и с тех пор не участвовали в связанных с ним инициативах. Поэтому их нельзя считать стороной-участницей соглашения. Следовательно, США не могут восстанавливать санкции ООН в рамках резолюции 2231»,— написал глава европейской дипломатии в Twitter.
Господин Боррель также заявил, что будет прилагать все усилия, чтобы «добиться соблюдения соглашения по Ирану всеми сторонами». «СВПД остается ключевым элементом глобальной архитектуры нераспространения ядерного оружия, способствуя укреплению региональной безопасности»,— добавил он.
Ранее Госдепартамент США объявил, что санкции ООН против Ирана вновь вступили в силу, несмотря на то что в самой организации c этим не согласны. В российском МИДе заявили, что Совет Безопасности ООН не предпринимал никаких действий, которые привели бы к возобновлению санкций против Ирана. «Все, что делает Вашингтон, не более чем театральная постановка, устроенная ради того, чтобы подчинить Совет Безопасности своей политике "максимального давления" на Иран»,— сообщили в МИД РФ.
СВПД, заключенный в 2015 году между Ираном и шестеркой посредников (США, Франция, Великобритания, Китай, РФ и Германия), предусматривает заморозку иранской ядерной программы в обмен на снятие санкций. В начале 2020 года в ответ на выход из сделки США Иран объявил о новом сокращении обязательств по ядерной сделке. 20 августа господин Помпео лично передал в СБ ООН документы о неисполнении Ираном своих обязательств в рамках СВПД. Комиссия по СВПД по итогам встречи представителей Великобритании, Германии, Китая, России, Франции и Ирана объявила, что США не могут инициировать вопрос возобновления антииранских санкций, так как больше не участвуют в договоре.
Подробнее о ситуации — в материале “Ъ” «Квантовая дипломатия».