«Сейчас идентификацию проводят около двух сотен курьеров»

Блицинтервью

Зачем нужно столько курьеров для высокотехнологичного маркетплейса, во сколько обойдутся его услуги для банков и сколько потратила биржа на проект, рассказал в интервью “Ъ” управляющий директор по развитию электронных платформ Московской биржи Игорь Алутин.

Фото: Московская биржа

Когда заработает маркетплейс?

—Ожидалось, что маркетплейс появится, еще пару лет назад, но пришлось ждать закон об операторах финансовых платформ. Закон приняли в июле этого года, в конце августа Московская биржа стала первым зарегистрированным Банком России таким оператором. Проект в режиме friends & family запустили с начала сентября.

— Что значит в режиме friends & family?

— Создан сайт. Пока идет пилотный проект, он запаролен, и отрабатывается клиентский функционал, корректируем пользовательские сценарии. В качестве клиентов маркетплейса сотрудники и друзья биржи, Банка России, банков-партнеров. Они уже начали открывать вклады через платформу.

— Когда коммерческий запуск?

— Мы откроем платформу для всех пользователей в октябре. К этому времени на ней будет порядка 10 банков. На первом этапе размещать депозиты через маркетплейс смогут жители 23 регионов (включая Москву и Санкт-Петербург).

— А крупные банки участвуют в проекте?

— В свое время мы подписали меморандум по развитию платформы с почти двумя десятками банков. Но по-настоящему смогли начать их интеграцию только с появлением законодательства. Крупным банкам требуется гораздо больше времени на эту работу ввиду сложности внутренних ИТ-систем. Например, с Газпромбанком даже создана рабочая группа по интеграции, причем она будет касаться не только вкладов, но и кредитов и других продуктов. Совместно с Центром финансовых технологий (ЦФТ) и «Диасофтом» мы разрабатываем коробочное решение, которое позволит банкам быстрее подключиться к платформе. Оно будет готово к ноябрю.

— Сколько для банков будет стоить коробочное решение по интеграции? Есть оценки от нескольких сот тысяч рублей.

— Все зависит от универсальности АБС-системы банка. Если банк обратится к интегратору (ЦФТ и «Диасофт»), тот сам установит стоимость решения. В масштабах ИТ-бюджетов банков это будет совсем незначительный расход.

— Сколько банков присоединится к платформе до конца года?

— Думаю, будет порядка 20. Всего ведутся переговоры с 60 банками. Отсутствие конкретного банка на платформе не ограничивает его клиентов в использовании средств на его счетах для перевода на депозиты, открытые через платформу. Мы также ведем переговоры с НСПК и в этом году планируем подключиться к Системе быстрых платежей (СБП).

— Вы будете работать с уже существующими агрегаторами — «Банки.ру» и «Сравни.ру»?

— Мы уже заключили с ними соглашение — на их сайтах будет кнопка перехода на сайт маркетплейса при желании открыть вклад. Уже на «Финуслугах» вкладчик сможет перейти к заключению договора. Наша витрина также будет осуществлять сравнение вкладов.

— Какую финансовую услугу запустите во вторую очередь?

— ОСАГО. В этом году уже будет партнерская программа с одним или несколькими страховщиками. Кредиты планируются в следующем году.

— Мобильное приложение есть?

— Планируем запустить в следующем году.

— Если есть возможность входа в личный кабинет через «Госуслуги», и если там идентификация человека подтверждена, например, через Сбербанк, то для маркетплейса этой идентификации будет достаточно?

— Через сайт «Госуслуги» можно пройти только первичную идентификацию. По закону мы должны отправить гражданину своего представителя, который сфотографирует вкладчика и его паспорт. Достаточно один раз пройти идентификацию, и можно будет пользоваться сервисами платформы удаленно.

— Получается, что маркетплейс ограничен в использовании чужой идентификации. Вы работаете над внесением изменений в закон?

— В разработке находится законопроект, который позволит нам, как оператору платформы, подключиться к реестру единой биометрической системы данных (ЕБС).

— Но в ЕБС всего несколько сот тысяч слепков биометрии граждан. Не так уж и много...

— Но система же будет развиваться.

— Пока все это не заработало, вы будете проводить идентификацию через курьеров?

— Сейчас идентификацию проводят около двух сотен курьеров: во всех регионах, где платформа будет работать с октября, можно будет это сделать.

— То есть сейчас оплата курьерской службы — это самая большая статья расходов маркетплейса?

— Это существенная часть затрат на приобретение нового клиента. Наши основные расходы — совершенствование ИТ-платформы. Скоро начнем вкладываться в продвижение бренда «Финуслуг».

— Банки, подключившиеся к маркетплейсу, будут делиться с вами идентификацией своих клиентов?

— Такая возможность по закону есть. Сейчас мы ведем переговоры с несколькими банками, которые будут выступать нашими агентами по идентификации, это банки с широкой региональной сетью. То есть человек сможет вызвать курьера или сходить в банк-агент, который проведет идентификацию и отправит информацию нам. Если эта информация уже есть у банка, он может поделиться ею с платформой без визита человека в офис.

— Сколько банкам будут стоить услуги маркетплейса?

— Банк будет платить комиссию, определенный процент от суммы вклада, и компенсировать часть стоимости работы курьера — 400 руб. Для сравнения — выезд банковского курьера стоит 700–800 руб. Для клиентов-физлиц услуги маркетплейса бесплатны.

— Сейчас банк тратит на привлечение клиента 2–3 тыс. руб. Будет ли банку выгодно работать с маркетплейсом?

— Тарифная политика платформы построена таким образом, чтобы привлекать клиента на маркетплейсе банкам было выгоднее, чем самостоятельно. Помимо стоимости привлечения банк дополнительно несет значительные расходы на обслуживание клиентов в офисе банка. К тому же стоимость наших курьеров для банков уже сейчас в два раза дешевле.

— Сейчас есть маркетплейс по паям, который реализует специализированный депозитарий «Инфинитум». Вы будете существовать отдельно с ним?

— Мы ведем переговоры и будем интегрироваться с платформой «Инфинитум». Если успеем, то сделаем это до конца года. Также ведем переговоры, например, с «Открытие брокером», который разместит у нас на платформе инвестиционные продукты, в том числе паи и доверительное управление.

— Сколько уже денег было инвестировано в этот проект?

— Общие затраты на разработку, включая капитальные затраты, не превышают размер среднемесячной чистой прибыли Московской биржи (за первое полугодие чистая прибыль биржи по МСФО составила 12,7 млрд руб.— “Ъ”).

— В рамках проекта маркетплейса присутствует еще одно звено — регистратор финансовых трансакций (РФТ). Что он дает?

— Платформа РФТ разработана Национальным расчетным депозитарием, который входит в группу «Московская биржа». РФТ будет хранить информацию по всем вкладам и другим продуктам, приобретенным через финансовые платформы. Через «Госуслуги» можно будет запросить информацию о всех финансовых продуктах, приобретенных на всех финансовых платформах, аккредитованных Банком России. И регистрация в РФТ гарантирует автоматическую выплату страхового возмещения в случае несостоятельности банка.

Интервью взяла Полина Смородская

Вся лента