Коммерсанты дождались прибавки

Производители не теряли времени на карантине

Несмотря на пессимистические прогнозы в начале пандемии, согласно которым рынок ждали сокращение модельного ряда, приостановка выхода новых моделей, а то и вовсе прекращение выпуска продукции до лучших времен, автопроизводители вышли из самоизоляции без заметных потерь. Более того, на рынок вышли новые модели коммерческого транспорта как отечественного, так и импортного производства. И часть из них уже пошла в серию, а другие появятся в продаже до конца года. Какие модели грузовиков появятся на российских дорогах в ближайшее время, выяснял “Ъ”.

Своими силами

Российские автозаводы, несмотря на вынужденные простои и отпуска в разгар пандемии, внедряют в производство все анонсированные проекты в соответствии с планом.

Большие изменения в расширении модельного ряда происходят на протяжении года на всех предприятиях, входящих в группу ГАЗ. Так, в сегменте LCV уже к концу года планируется появление вариантов «ГАЗель Next» с низкой крышей. Судя по всему, количество подземных парковок, низких мостов и других мест с ограничением габаритной высоты делают такую версию востребованной. Вместе с тем продолжаются работы и над короткобазным цельнометаллическим фургоном с колесной формулой 4х4, которому низкая крыша также не помешает.

В семейство среднетоннажников вернется модель «Валдай». Предсерийные образцы нового поколения «Валдай Next» были собраны на ГАЗе летом текущего года. В отличие от предыдущего поколения, имевшего полукапотную компоновку и унифицированную с «ГАЗелью» кабину, в новинке используется бескапотная кабина производства Foton. Обычно подобные решения принимаются, когда предполагается ограниченный спрос и выпуск оригинальной кабины нецелесообразен. Но официальной информации от предприятия нет. Модель с полной массой 6700 кг и грузоподъемностью 3700 кг, как и раньше, будет занимать промежуточное положение между «ГАЗель Next» и «ГАЗон Next». Серийное производство новинки запланировано уже на осень текущего года.

Модельный ряд полноприводного «Садко Next» в мае пополнился длиннобазной версией. Благодаря увеличенной на полметра раме появилась возможность устанавливать надстройки, требующие большей длины, либо использовать семиместные двухрядные кабины без ущерба функциональности — монтажная длина рамы при этом будет равна таковой у стандартного грузовика.

Есть изменения и в модельном ряду пассажирской техники. В первую очередь речь идет о городской низкопольной маршрутке «ГАЗель City». Как и планировалось, модель стала первым представителем обновленного семейства «ГАЗель NN», которая пошла в серию. Сейчас по всей России на маршрутах работает более 60 ГАЗ-A68R52 City.

ЛиАЗ представил в конце лета новую модификацию городского низкопольника ЛиАЗ-5293 LNG. В отличие от серийных собратьев, данный автобус использует в качестве топлива сжиженный природный газ (метан). Обычно метан применяется в сжатом виде, так как такой способ хранения гораздо проще — сжижение требует технологий хранения, способных поддерживать температуру метана –162°C. Однако сжиженный метан позволяет на одном криобаке вместимостью 375 л проехать более 300 км — недостижимое значение для сжатого газа. Предполагается, что первая опытно-промышленная партия автобусов ЛиАЗ-529267 будет собрана уже в четвертом квартале текущего года.

Единственным спорным моментом в действиях группы ГАЗ является снятие с производства старых шасси ГАЗ-3309 и полноприводников ГАЗ-3308 «Садко». Безусловно, они устарели и на фоне массово выпускаемого семейства «ГАЗон Next» требовали остановки выпуска. Однако в условиях текущей экономической ситуации убирать пользующуюся стабильным спросом модель может быть несколько рискованным решением.

Не стоит на месте и КамАЗ. В отличие от старых времен, когда перспективная разработка успевала стать бесперспективной еще до постановки на конвейер, теперь все новинки становятся серийными довольно быстро.

Так, еще недавно казавшееся «полуфантастическим» семейство КамАЗ К5 продолжает расширяться новыми моделями. Первыми вышедшими на дороги в реальную эксплуатацию стали седельные тягачи КамАЗ-54901. В ближайшее время к ним присоединятся тягач КамАЗ-65659 и шасси КамАЗ-65658.

Дальнейшее развитие проекта — линейка «тяжелых» модификаций. Она будет представлена самосвалами КамАЗ-6595 (6х4), КамАЗ-65952 (6х6) и КамАЗ-65951 (8х4), а также седельным тягачом КамАЗ-65956. По планам они должны пойти в серию в начале 2021 года.

Не стоит забывать и о представленном весной карьерном самосвале КамАЗ-65805. «Монстр» с колесной формулой 10х6 и 26-кубовым кузовом имеет полную массу 87 тыс. кг и грузоподъемность 50 тыс. кг. К слову, предполагается, что новый многоосник станет частью проекта «Самсон» — беспилотных карьерных самосвалов, способных перевозить от 50 до 70 тонн породы.

Белорусский МАЗ специально для российских перевозчиков, любящих грузить не по техническим характеристикам, а по высоте бортов кузова, разработал семейство грузовиков с повышенной грузоподъемностью. Флагманом стал полноприводный самосвал МАЗ-65262L с колесной формулой 8х8. Грузовик с полной массой 50 тыс. кг способен официально перевозить в 25-кубовой платформе до 31 200 кг породы. Для работы на технологических дорогах и в карьере — самое то.

Кроме него, в «тяжелой» линейке появились самосвалы МАЗ-651628 (8х4), МАЗ-651428 (6х6), МАЗ-651328 (6х4) и МАЗ-650228 (6х6) с грузоподъемностью от 21 200 до 28 500 кг в зависимости от модели. Все машины полностью соответствуют дорожному габариту, так что с неполной нагрузкой могут использоваться и на дорогах общего пользования.

Совершенно противоположной темой стала «легкая» серия, которая… также появилась по запросам наших перевозчиков. МАЗ провел работу по снижению снаряженной массы и одновременному увеличению грузоподъемности подвески. В результате при той же полной массе удалось увеличить грузоподъемность. И в отличие от «тяжелой» серии, где пока представлены лишь самосвалы, облегченные грузовики представлены полноценной линейкой: шасси МАЗ-6302C5 (6х6), самосвал МАЗ-650126 (6х4), сортиментовоз МАЗ-63122J (6х4) и бортовой грузовик МАЗ-5302С5 (4х4).

Кроме того, в рамках серии было разработано специальное крановое шасси МАЗ-630323 с пониженной габаритной высотой и односкатной ошиновкой задних осей. Теперь крановая установка не выступает за четырехметровое ограничение по высоте. Стоит также упомянуть, что двигатель этого шасси рассчитан на работу на сжатом природном газе (метан). И это тоже веяние российских программ по внедрению метана в различные сферы автотранспорта.

Активно развивается и автобусная тематика. В первую очередь речь идет о новом сочлененном автобусе МАЗ 216066, который закупил Санкт-Петербург в количестве 100 единиц. Машина с двигателем Mercedes-Benz экостандарта «Евро-6» — первая в истории предприятия «гармошка» с силовой установкой в прицепе.

Также сейчас в Петербурге проходит опытную эксплуатацию первый автобус «МАЗ» третьего поколения. МАЗ 303266 спроектирован в соответствии с самыми жесткими европейскими стандартами и, по сути, является едва ли не самым современным из выпущенных на просторах СНГ. Специально из расчета на российский рынок минчане уже собрали два экземпляра МАЗ 303065 с моторами стандарта «Евро-5».

Чужими руками

Не отстают и иностранные компании, имеющие свои заводы на территории России. Они также с завидной регулярностью показывают новые модели, предназначенные для нашего рынка.

Так, компания «Исузу Рус» представила в июне новую модификацию хорошо известного Isuzu ELF 9.5 (NQR90). Речь идет о версии с удлиненной рамой и модифицированной задней подвеской, в которой появилась третья подъемная ось. Благодаря этому грузоподъемность автомобиля удалось поднять до 8500 кг, а полную массу — до 12 тыс. кг. Новый трехосный Isuzu ELF — обычный среднетоннажник, но в малотоннажном «обличии». Инициативу в создании автомобиля проявила компании «Трак Прайс», которая и будет в дальнейшем под присмотром «Исузу Рус» производить переоборудование стандартного шасси Isuzu NQR 90 в трехосный вариант. Сейчас модель завершает сертификационные испытания, а старт продаж запланирован на третий квартал 2020 года.

Калининградский завод «Автотор», занимающийся сборкой грузовиков Hyundai, планирует уже в октябре начать выпуск автомобилей Hyundai HD78 с газомоторной силовой установкой, работающей на сжатом природном газе (метан). Модель была разработана совместно с компанией «РариТЭК». Предполагается, что сборка газобаллонного оборудования будет осуществляться на площадях «Автотора». Там же будет установлена и газозаправочная станция для первой заправки выпущенных автомобилей.

В июле компания «Даймлер КамАЗ РУС» провела премьерный показ седельного тягача Mercedes-Benz Actros 1845 LS, укомплектованного двигателем «Евро-6». Это первый грузовик российской сборки в такой комплектации. В компании предполагают, что новинка будет пользоваться спросом у перевозчиков, работающих на международных линиях. Серийный выпуск данных автомобилей планируется начать уже в ноябре.

Компания Volvo Trucks буквально накануне пандемии представила в Европе модернизированную линейку тяжелых грузовиков моделей FM, FMX, FH и FH16. Вопреки ожиданиям, никакой корректировки прихода новинок в Россию не случилось. Старт продаж был объявлен российским представительством уже в сентябре. Первое время новые Volvo будут продаваться одновременно с машинами предыдущего поколения, а окончательный переход планируется на апрель 2021 года, когда «старичков» снимут с конвейера завода Volvo Group в Калуге. В настоящий момент на предприятии уже собран первый седельный тягач Volvo FH, оснащенный двигателем экологического стандарта «Евро-6».

Чистый импорт

Импортеры, не имеющие своего сборочного производства в России, тоже решили не ужимать модельные линейки. Все прекрасно понимают, что, отступив на шаг, вернуться будет очень сложно. Поэтому и стараются принести на наш рынок что-то новое.

Так, компания JAC Motors завершила сертификацию для России нового легкого грузовика китайской сборки. У нас модель будет представлена в двух модификациях: JAC N25 с полной массой 2495 кг и JAC N35 полной массой 3490 кг. Надо полагать, что первый вариант придуман именно для обхождения ограничений «грузового каркаса» Москвы. Ведь оба варианта имеют длину 5165 мм и оснащаются одинаковыми двухлитровыми 130-сильными двигателями, шестиступенчатыми МКП и не имеют различий в агрегатной базе. Разница лишь в документах.

Планируется и продажа на нашем рынке тяжелых самосвалов JAC N350 с полной массой 35 тыс. кг производства казахстанского завода «Сарыаркаавтопром». Предполагается, что в Россию будут приходить голые шасси, на которых компания «Автомастер» будет монтировать платформы квадратного сечения вместимостью от 16 до 20 кубометров. Сейчас ожидается получение ОТТС на готовые самосвалы из Набережных Челнов.

Кроме того, обновились версии автомобилей JAC N80 и JAC N120. Для облегчения процесса погрузки/выгрузки на машины стали ставить колеса меньшего диаметра, рама получила усиления для повышения грузоподъемности, а колесная база обеих моделей теперь предлагается в трех вариантах длины вместо одной, как было ранее. Машины появились в продаже в начале августа.

Пока в планах вывод на российский рынок LCV JAC Sunray с кузовами фургон и микроавтобус. Компания JAC Motors уже получила сертификаты ОТТС на новую модель для таможенного союза ЕАЭС. Осталось решить, есть ли у нее перспективы там, где бал правят «ГАЗель Next» и Ford Transit.

Компания «Ютонг-Центр Столица» летом завершила-таки сертификацию нового междугородного автобуса Yutong ZK6128H. Модель была презентована пару лет назад, но все это время проходила адаптацию под реалии нашего рынка. В итоге новый междугородник получил современный кузов от модели Yutong T 122 и агрегатную базу от хорошо зарекомендовавшего себя в России Yutong ZK 6122 H9. Модель рассчитана на перевозку от 51 до 53 пассажиров в зависимости от комплектации. В свете того что в последние годы Yutong был единственным зарубежным производителем автобусов, попадавшим в топ-10 нашего рынка, интерес к новинке точно будет.

Отдельного упоминания достойна продукция индийской компании Ashok Leyland. Она нигде особо не фигурирует, но в сентябре компания L-Pro, специализирующаяся на производстве различных надстроек, выкатила на суд перевозчиков свой новый эвакуатор, смонтированный именно на таком шасси. Модель Ashok Leyland Partner с удлиненной до 3300 мм колесной базой официально имеет полную массу 3499 кг, что позволяет им управлять, имея водительское удостоверение категории B. При сертификации это позволит существенно расширить круг лиц, заинтересованных в приобретении машины.

Андрей Филиппов

Вся лента