Попасть в десятку

Цели

Одна из основных целей нацпроекта «Образование» — попадание в десятку стран по качеству среднего образования. Для достижения этой цели необходимо работать на массовость и создавать максимально приближенные условия для всех учеников города.

В прошедшем учебном году (2019/2020) увеличилось количество выпускников школ, которые сумели сдать ЕГЭ на 200 и 300 баллов. Таких молодых людей в Петербурге 579 человек, в то время как годом ранее их было 563. Согласно отчету городского правительства, были и такие ученики, которые, сдав четыре предмета, в общей сумме получили почти 400 баллов. 24,2% от всех работ были написаны на 80–100 баллов: это 21,3 тыс. работ из 87,7 тыс. Как отмечают в комитете по образованию, средний балл петербургских школьников выше среднего по стране (50–60 баллов). При этом лучше всего сдавались история, география, обществознание и литература.

«Открою вам маленький секрет: каждый из них ждет, чтобы вы оказались студентами именно его вуза»,— сказал губернатор Петербурга Александр Беглов на встрече с отличившимися выпускниками, указывая на ректоров, которые также были на званом ужине.

Далее градоначальник подчеркнул, что талантам всегда найдется место в Петербурге, и призвал молодых людей остаться в городе и строить карьеру именно в нем. Кроме того, по словам зампреда конфликтной комиссии (отвечает за апелляции) Александра Федосова, повышается и компетентность оценивающих членов комиссии. В 2020 году, по всем предметам (кроме английского языка и биологии) было подано 1911 апелляций, из которых удовлетворены только 25%. «Обычно процент выше — больше 40%, и это говорит о том, что качество первичной проверки повысилось»,— заявил господин Федосов в ходе пресс-конференции в ТАСС.

ЕГЭ — это вам не PISA

Эти показатели, однако, не позволяют Петербургу помочь всей стране выполнить главную цель национального проекта — вхождение в десятку лучших стран по качеству общего образования. Это станет возможным, когда петербургские школьники будут сдавать международный экзамен PISA. Данная форма проверки качества образования базируется на случайной выборке. То есть если в Петербурге будет даже 10–20 безупречных гимназий, где будут учиться самые одаренные дети, в топ-10 попасть вряд ли получится. Дело в том, что PISA выбирает случайные школы и при этом совсем небольшое их количество: в прошлом году, например, их было выбрано только девять, рассказала вице-губернатор Ирина Потехина, которая, среди прочего, курирует образование. Именно поэтому для достижения национальной цели правильнее предлагать единые условия для всех образовательных учреждений города.

Отличие PISA от ЕГЭ в том, что российский экзамен проверяет уровень знаний по предметам, а международный — умение их применять. Например, функциональное чтение заключается в том, чтобы школьник, прочитавший определенный текст за определенное время, впоследствии ответил на несколько вопросов по нему и продемонстрировал, насколько хорошо он усвоил информацию.

Госпожа Потехина рассказала, что перед тестированием в 2021 году, по планам Министерства просвещения, будет запущен российский аналог PISA. На нем хотят проверить уровень знаний школьников перед международным экзаменом, чтобы «знать, с какой точки мы стартуем». Естественно, будет увеличена и выборка. По предварительным данным, только в Петербурге планируется привлечь около ста школ. А всего в предварительном тестировании примет участие 15 регионов России.

По информации, приведенной Федеральным институтом оценки качества образования, который является национальным центром проведения PISA в России, по состоянию на 2018 год (тогда в последний раз проводилось тестирование) Россия не вошла даже в первую двадцатку стран (участвовало 79). По естественно-научной грамотности она занимает 33-е место (478 баллов из 1000), по математической — 30-е (488 баллов) и по читательской — 31-е (479 баллов).

В тот год выборка участников составила немногим более 10 тыс. 15-летних подростков из 265 школ в 43 регионах России. Первая тройка в мировом рейтинге по всем трем дисциплинам одинакова: первое место занимает Китай, второе — Сингапур, третье — Макао (входит в КНР). На последних местах Доминиканская Республика и Филиппины. Еще в 2015 году Россия показывала более позитивные результаты: естественно-научная грамотность — 32-е место (487 баллов), математическая — 23-е место (494 балла) и читательская — 26-е (495 баллов). Однако и стран-участниц было меньше — 70. Вообще, это были высшие баллы, которые Россия показывала за всю историю участия в PISA — с 2000 года.

А что кроме школы?

Сейчас в Петербурге реализуется семь программ нацпроекта. Стоимость реализации подпрограмм этих программ в 2020 году составила почти 2,2 млрд рублей. При этом федеральные средства выделены в размере 443,5 млн рублей.

Если говорить только об общем образовании, то главный проект — современная школа. В рамках этой программы в Петербурге создается Центр опережающей профподготовки. Он нужен, чтобы в рамках школьной программы ученики могли применять свои знания на практике или прибавлять к академическим дисциплинам навыки будущих профессий, которые базируются на этих дисциплинах. В частности, речь идет о постоянном посещении различных предприятий, научных лабораторий, кванториумов, музеев и тому подобного. Все это в рамках школьной программы. Центр опережающей подготовки займется проработкой маршрутов для педагогов, то есть покажет места, куда следует сходить, и поможет договориться с руководителями.

Уже в текущем году созданы шесть региональных центров цифрового образования детей «Инфинити» на базе школ города. В планах к 2024 году, до которого были спланирован нацпроект образования (продлен до 2030), должны быть созданы 24 центра цифрового образования детей, в том числе три «IT-куба».

Кроме того, уже ведется работа по созданию условий для большего контроля школьников со стороны родителей. Комитет по информатизации и связи вместе с комитетом по образованию разработали проект «Моя школа». С помощью него родители получают информацию о том, когда ребенок пришел в школу и пришел ли он туда вообще. Также они могут следить и за его рационом.

Не педсоветами едиными

Необходимость создания Центра опережающей подготовки возникла, в частности, из-за того, что ряд знаний ребенку не может дать школа. Как пояснила госпожа Потехина, учитель не может и не должен знать всего, что не касается напрямую его работы. В частности, экономику, IT и прочие нешкольные дисциплины, необходимые для профориентации.

При этом учителям тоже необходимо учиться, например, 44% всех кадров системы образования Петербурга прошли курсы повышения квалификации — 39,8 тыс. человек. В постоянной модернизации нуждается и система управления образовательных учреждений. Так, в 2019 году 35 руководителей и замов прошли программу подготовки «Управление в сфере образования» на базе РАНХиГС. Результатом работы по повышению квалификации и переподготовки стало присвоение 9,2 тыс. первых квалификационных категорий, а также 10,8 тыс. высших категорий. Каждая из этих категорий устанавливается на пять лет и зависит от выполнения учителем не только его непосредственной работы — проведения уроков, но и от творческих, научных, спортивных и прочих успехов его учеников.

Пополнение образовательных учреждений Петербурга выпускниками высших и профессиональных учебных заведений остается стабильным на протяжении последних пяти лет — от 800 до 1000 новых сотрудников каждый год. В сентябре 2020 года, по данным комитета по образованию, к профессиональной деятельности приступили 900 выпускников-педагогов

Не учимся на ошибках

Пандемия заставила педагогов быстро перестраиваться с привычной системы на новую. Образовательные платформы, которые предлагались школам, очень часто не подходили всем и сразу. Учителям приходилось комбинировать их, что создавало большие трудозатраты и отнимало почти все свободное время. В августе было организовано повышение квалификации для управленческих кадров системы образования по дистанционному обучению. Учителя ничего дополнительно не получили.

Как анонимно поделились преподаватели четырех петербургских школ, объявленная система разделения потоков обучающихся, а также дезинфекционные меры не приводят к должному результату, а также негативно влияют на образовательный процесс. В частности, в некоторых учебных заведениях не хватает антисептиков, которые стоят исключительно в уборных и «еле дышат». На входах в школу и в столовых образуются толпы. Учителя, переходящие из кабинета в кабинет, не могут в полном комфорте проводить уроки, потому что у каждого профильного класса своя специфика. «Очень трудно вести информатику в кабинете истории, особенно когда у единственного компьютера не работает дисковод»,— говорит один из преподавателей.

Олег Дилимбетов

Вся лента