Воронеж представил себя
На Платоновфесте арт-директорам показали местные спектакли
Впервые в рамках Платоновского фестиваля кураторам других театральных форумов и худрукам — гостям фестиваля были представлены самые яркие спектакли местных театров последних сезонов. Программа «Воронежский кейс», в которую были включены четыре драматические и три хореографические постановки, должна помочь в продвижении воронежского театрального искусства, в том числе обеспечить местным коллективам гастроли и участие в других фестивалях. Критики отмечают единичность в России подобных кейсов и их важность.
Из-за пандемии коронавируса десятый Платоновский фестиваль искусств смог представить зарубежных участников только в видеоформате, а одной из альтернатив программы стало значимое участие в форуме воронежских театров. Местные коллективы и ранее представляли свои спектакли в рамках Платоновфеста, но впервые за десять лет в отдельную программу был собран специальный «Воронежский кейс», призванный показать постановки в первую очередь программным директорам иногородних фестивалей. В итоге на форум приехали около 20 кураторов из Екатеринбурга, Новосибирска, Москвы и Санкт-Петербурга.
Они, а также иногородние критики и просто купившие билеты театралы увидели семь постановок. Четыре от Камерного театра, по одной — от государственного академического театра драмы имени Кольцова и театра оперы и балета, а также от независимого Никитинского театра. Также планировался показ спектакля «Крокодил» театра кукол «Шут», но он был отменен из-за травмы руки одного из главных исполнителей.
Пять спектаклей были поставлены в прошлом году, премьера еще двух состоялась непосредственно на фестивале. Никитинский театр спектаклем «Двенадцатая ночь, или Как угодно» по Шекспиру открыл драматическую часть «Воронежского кейса» (о спектакле см. „Ъ“ от 22 сентября). Камерный театр показал на большой сцене «Бальзаминова» по Островскому и на малой сцене «Вечер с Чарльзом Буковски». В поставленном по последнему слову техники «Бальзаминове» с видеоэкранами, на которые транслируется спектакль и за которыми спрятаны непосредственно места действия, худрук театра Михаил Бычков показал извечное желание русского народа легко обогатиться. В «Вечере с Чарльзом Буковски» Надя Кубайлат дала слово самому писателю: загримированный актер бесчинствует под сохранившиеся записи с творческих встреч литератора. Драмтеатр имени Кольцова завершил эту часть кейса «Маскарадом» по Лермонтову — худрук Владимир Петров поместил героев в наполненное плюшевыми камнями пространство, посреди которых актеры и пытаются поэтический текст превратить в настоящую страсть.
Другая часть «Воронежского кейса» была посвящена современной хореографии. Премьерным спектаклем стала новая работы танцевальной труппы Камерного театра «Плот Медузы». Уже ставивший в театре спектакль «Зеркало» Павел Глухов в этот раз решил сделать более зашифрованную вещь. Оттолкнувшись от картины Теодора Жерико, хореограф сделал спектакль о месте человека в обществе и архетипах личности, затронув в том числе и острую тему гендерного самоопределения. Еще одной постановкой Камерного стал «Танцуем Мандельштама», представленный на прошедшем в декабре Мандельштамфесте своеобразный сборник кратких зарисовок от восьми хореографов. Они выбрали по стихотворению поэта и с разной степенью успешности попробовали перевести поэзию на язык тела для трио, дуэтов и соло. Между этими постановками показали «Aheym/Арлекинада.New/Anima» оперного театра. Совмещенные в один показ три одноактных балета Константин Матулевский и Софья Гайдукова поставили в рамках прошедшего прошлой весной фестиваля современной хореографии «RE:Форма танца». Этот спектакль убедил публику, что классическая труппа оперного готова осваивать иные стили.
Программный директор и куратор конкурса молодых хореографов фестиваля Context. DianaVishneva (проходит в Москве и Санкт-Петербурге)Анастасия Яценко по итогам просмотров отметила интересные художественные решения. «Одной из основных целей программы молодых хореографов фестиваля Context.DianaVishneva является поддержка и развитие российского современного танца. Хочу поблагодарить за доверие и открытость худрука Камерного театра Михаила Бычкова и худрука театра оперы и балета Александра Литягина за возможность реализовать свои идеи молодым, но перспективным хореографам. Это смелый, но очень важный шаг как для формирования современного зрителя, так и для развития современного танца в России», — добавила госпожа Яценко.
По словам куратора международной программы театрального фестиваля «Радуга» (Санкт-Петербург) Марии Наймарк, «Воронежский кейс» наглядно демонстрирует, что за десять лет Платоновфеста город наполнился театральными идеями, и это не могло не отразиться на творчестве местных коллективов. «У нас богатая на театр страна, но в то же время не так много регионов, где можно за неделю увидеть около десятка достойных спектаклей. Их можно принимать или нет, но то, что они конкурентоспособны и по исполнительскому мастерству, и по структуре высказывания, — безусловно», — отметила госпожа Наймарк, добавив, что не исключает приглашения воронежских театров на «Радугу».
Арт-директор международного фестиваля современного танца «На грани» (Екатеринбург) Лариса Барыкина также считает принципиальным появление «Воронежского кейса»: «Мы привыкли к тому, что через подобные программы свое искусство давно и активно продвигают зарубежные театры, спустя время аналогичную работу начал фестиваль "Золотая маска". Платоновфест всегда роскошный по программе, в том числе и зарубежной, но "поддержка своего производителя" и его продвижение — не менее важный аспект, и это начинание должно продолжиться». По словам госпожи Барыкиной, некоторые солисты оперного театра вполне свободно себя чувствуют в современной хореографии, а труппа танца из Камерного театра, возможно, поучаствует в будущем в фестивале «На грани».
Театральный критик, шеф-редактор журнала «Театр» Жанна Зарецкая уверена, что подобная программа нужна каждому российскому городу: «Например, несмотря на очень насыщенную театральную жизнь в Санкт-Петербурге, там такого кейса нет, и его не хватает». «Главная задача — чтобы приехали программные директора других фестивалей. Тогда спектакли получают больше шансов на гастроли», — пояснила госпожа Зарецкая. По ее мнению, подобная программа стимулирует и театры на дальнейшее развитие, а непопадание в кейс должно стать тревожным сигналом для коллективов. «Но вопрос еще и в том, кто отбирает спектакли в воронежский кейс. На мой взгляд, отбирать программу для кейса должны несколько безусловно авторитетных экспертов в Воронеже. Это поможет избежать субъективности и представить наиболее актуальный театральный срез. И, вероятно, кейс должен проходить во время фестиваля, но при этом не совпадать с основной программой, чтобы профессионалам театра не приходилось разрываться», — заключила Жанна Зарецкая.
Как Никитинский театр интерпретировал Шекспира
В поставленной по законам площадного театра «Двенадцатой ночи, или Как угодно» у актеров нет закрепленных ролей: каждый раз перед показом зрители сами выбирают, кто кого будет играть, что добавляет забавных нюансов и без того смешной постановке