Футбольный коронаминус
Пандемия привела к падению трансферного рынка
Пандемия коронавируса, как и предполагалось, сократила расходы клубов в рамках очередного летнего трансферного окна. Падение рынка для «большой пятерки» составило около 40%. При этом, если английская премьер-лига доказала свою мощь и устойчивость, просев не слишком значительно, то ее конкуренты были вынуждены резко сократить инвестиции в новичков.
Английская устойчивость
В понедельник в большинстве заметных футбольных лиг Европы закрылось летнее трансферное окно. В плане тайминга оно было особенным. Обычно летние трансферные кампании завершаются 1 сентября, но в этот раз из-за того, что чемпионаты по всему континенту весной были поставлены на длительную коронавирусную паузу, период дозаявок был продлен более чем на месяц. Впрочем, особенным это окно сделали не только сроки.
Продуктивность любой трансферной кампании по традиции принято оценивать по пяти ведущим европейским лигам: английской, испанской, немецкой, итальянской и французской. И если не считать отдельных колебаний, то тренд внутри «большой пятерки» был до сих пор очевидным: рынок неизменно рос, регулярно обновляя рекорды. Летом 2019 года пять сильнейших лиг потратили на покупку игроков €5,54 млрд.
Это окно тренд сбило. Суммарные расходы клубов больших лиг составили €3,28 млрд, то есть примерно на 40% меньше прошлогодних. И эта цифра подтвердила верность предположений экспертов.
Они указывали на то, что ущерб, нанесенный клубам пандемией, вынудит их сильно ограничить траты на покупку новых игроков. Например, на совещании, собранном Союзом европейских футбольных ассоциаций (UEFA), в котором помимо представителей национальных федераций принимали участие и руководители клубов, было заявлено, что потери топовых футбольных клубов Европы составят более €3,9 млрд. Ничего удивительного, если потенциальные потери одного «Реала» оценивались в €165 млн, «Манчестер Юнайтед» — в €155 млн, «Барселоны» — в €140 млн. А портал Transfermarkt загодя пересмотрел оценки футболистов и урезал рынок сразу на €9 млрд.
Факт, что положение клубов действительно осложнилось. И в данном случае самая богатая лига мира — английская (АПЛ) — смотрится исключением из правила. Ее представители потратили на покупку футболистов внушительные €1,36 млрд. Это меньше, чем летом 2019 года, но не на треть, как предсказывали пессимисты, а на 13% — €173 млн. Масштаб падения мог быть еще менее заметным, если бы у команд АПЛ срослась пара крупных трансферов. Например, купи «Манчестер Юнайтед» у «Боруссии» Джейдона Санчо (дортмундцы просили за игрока €120 млн), снижение затрат лиги на усиление получилось бы совсем незначительным.
Но в действительности положение более сложное, даже в АПЛ с ее выдающейся устойчивостью к стрессам. В исследовании лондонской инвесткомпании Carteret Analytics отмечается, что трансферное окно в АПЛ было отмечено только двумя крупными, дороже £50 млн (€55 млн), сделками. Летом 2019 года сделок дороже £50 млн в АПЛ было зафиксировано втрое больше. В Carteret Analytics также отметили резкое снижение количества клубов, способных потратить на усиление за трансферное окно более £100 млн. Позапрошлым летом таких команд было десять, минувшим — три. Снижение средней стоимости покупки, естественно, сказалось и на трансферном балансе АПЛ, а премьер-лига традиционно играет роль донора для других чемпионатов за счет того, что скупает из них футболистов.
Самые дорогие сделки летнего окна
|
Источник: Transfermarkt.
За пределами Англии ситуация значительно хуже. Летом 2019 года, казалось, налицо были все предпосылки ожидать того, что испанская и итальянская лиги догонят АПЛ в том, что касается покупок. Так, испанские клубы тогда потратили €1,33 млрд (всего на €203 млн меньше, чем английские команды), а итальянские — €1,19 млрд. Но, согласно свежим данным Transfermarkt, все лиги, кроме английской, свалились в пропасть (см. справку). Расходы клубов Серии A составили €762 млн, у испанской лиги они снизились более чем втрое, до €410 млн, у французской и немецкой — практически вдвое, до €433,5 млн и €321,4 млн.
Показательно и соотношение доходов и расходов лиг от деятельности на трансферном рынке. Тут, как ни странно, чем больше минус, тем богаче лига. Так вот, в минус помимо АПЛ сработали только итальянские и французские клубы: превышение поступлений над расходами составило у них €77 млн и €57 млн соответственно. А вот испанские клубы сумели закрыть трансферное окно с плюсом на €84 млн. В общей сложности они потратили на усиление €410 млн, а получили от продажи футболистов €494 млн. Причем сделок дороже €30 млн было зафиксировано всего три. В плюсе, пусть и незначительном — всего на €3 млн, прошла трансферное окно и немецкая бундеслига, которая тоже предпочла не бросаться деньгами, а накапливать их.
Самые громкие сделки по аренде игроков летнего трансферного окна
|
Источник: Transfermarkt.
Тихое окно
Степень падения активности на футбольном рынке можно описать и другими цифрами. Например, количеством клубов, которые рискнули очень серьезно усилиться.
Год назад, в рамках предыдущего летнего окна, расходы сразу 21 команды на новичков зашкалили за €100 млн, двух испанских грандов — «Атлетико» и «Барселоны» — за €200 млн, а третьего — «Реала» — за €300 млн. И эти цифры не выглядели обескураживающими. К тому моменту все уже успели привыкнуть к тому, что цена и на одного классного футболиста может приближаться к 100-миллионной отметке или забираться еще выше.
В рамках окна нынешнего эту отметку, учитывая все приобретения, преодолели лишь пять клубов: «Челси», «Манчестер Сити», «Барселона», «Ювентус» и, как ни странно, «Лидс». Вернувшийся спустя 16 лет в высший английский дивизион, он, кажется, захотел сразу там как следует пошуметь. Из этой пятерки лишь «Челси» покорил отметку €200 млн, а синоним щедрости «Барселона» — тоже показательная деталь — на продажах игроков сумела заработать, пусть символически, но больше, чем израсходовала на покупки.
Лондонский клуб вообще начал что-то вроде перестройки: похоже, он пытается создать фундамент для рывка, ради которого готов существенно перетряхнуть основу. «Челси» — единственный клуб, взявший большой отряд новобранцев — из Кай Хаверца, Тимо Вернера, Хакима Зиеша, Тиагу Силвы, Бена Чилуэлла, Маланга Сарра, Эдуарда Менди,— способный трансформировать облик основы и существенно перенаправить игровой вектор.
Во всех остальных случаях, например с «Манчестер Юнайтед», «Барселоной», «Тоттенхемом», речь идет о перестройках с оговорками, скромненьких по масштабу и в целом никакие базовые векторы, видимо, не затрагивающих. А чаще всего она идет о двух-трех покупках из тех, что принято называть «точечными»: когда надо усилить какую-то конкретную позицию, и при этом покупается не тот игрок, вокруг которого все будет вращаться. Так поступали в том числе клубы, от которых привыкли ждать «бомб»: «Реал», ПСЖ, «Ливерпуль», «Бавария».
Эту трансферную кампанию можно оценить даже «на слух», что ли. В отличие от тех, к которым все привыкли в завершающемся десятилетии, имен чрезвычайно громких, из тех, которые гарантируют новостной хит, долгое обсуждение согласования сделки и ее последствий, в ней фигурировало не так много. Громкость можно «измерить», допустим, перечислением топ-десятки самых дорогих трансферов этой кампании. Кай Хаверц, Артур Мелу, Виктор Осимхен, Рубен Диаш, Миралем Пьянич, Альваро Мората, Тимо Вернер, Бен Чилуэлл, Мауро Икарди, Томас Партей — квиз, в котором участникам предложили бы быстро ответить на вопрос, где играли эти люди и чем примечательны, был бы непростым испытанием даже для того, кто футбол смотрит более или менее постоянно. Скорее всего, половина ответов попала бы в «молоко».
В смысле именно громкости, узнаваемости с этим списком конкурирует другой — сформированный из ветеранов, нашедших себе во время этого окна новое место работы, во главе с Луисом Суаресом, Гаретом Бейлом и Эдинсоном Кавани, которые отправились из «Барселоны», «Реала» и ПСЖ в «Атлетико», «Тоттенхем» и «Манчестер Юнайтед» соответственно. Но финансовая составляющая сделок с их участием была почти нулевой.
Добавить звучности окну мог переход, так и не воплотившийся в реальность. Демарш Лионеля Месси, объявившего об уходе из «Барселоны», интриговал на стыке лета и осени примерно неделю, пока аргентинец не сообщил, что все-таки сдает назад.
Возвращение к стандарту
В отечественном футболе, как это часто бывает, окно закрывается чуть позже, чем в ведущих лигах,—15 октября. Но вряд ли за ближайшую неделю, учитывая реалии рынка, в показателях Российской премьер-лиги (РПЛ) произойдут какие-то очень уж заметные сдвиги, хотя информация о готовящихся сделках время от времени появляется.
Главное — во всяком случае, формально, если исходить из ценовых характеристик,— событие для российского рынка произошло именно вчера. «Зенит» объявил о переходе в петербургский клуб из португальского «Спортинга» центрального хавбека Вендела. Его стоимость, по версии Transfermarkt, совпадающей с версиями многих других ресурсов,— около €20 млн. Никого дороже клубы РПЛ в это окно не приобретали. Они не приобретали никого даже чуть дешевле Вендела. В тройку вместе с ним входят Деян Ловрен и Чидера Эджуке, которых «Зенит» и ЦСКА купили у «Ливерпуля» и «Херенвена» за €12 млн и €11,5 млн. Цена на остальных новичков не дотягивает до €10 млн. €7,5 млн — столько, как считает Transfermarkt, «Локомотив» заплатил за подписавшего вчера с ним контракт форварда Зе Луиша, который перед уходом в 2019 году в «Порту» неплохо выступал за «Спартак». Сделка видная для России, но скромная по стандартам «большой пятерки».
Общая же стоимость приобретенных представителями высшего российского дивизиона футболистов на данный момент составляет €118 млн. И это как раз значительное падение. Год назад, в допандемийное окно, их траты были в два с лишним раза больше — €237,7 млн.
Самые дорогие сделки летнего окна в российском футболе
|
Источник: Transfermarkt.
Впрочем, возможно, российский кейс и не стоит сравнивать с кейсами «большой пятерки», а в действительности особенным для него было скорее прошлогоднее окно. РПЛ, на стыке уходящего и прошлого десятилетий конкурировавшая в плане трансферных расходов с лидерами рынка, после кризиса конца 2014 года и обвала рубля держалась на нем чрезвычайно скромно. Как правило, ей не удавалось за летнюю кампанию достичь хотя бы отметки €100 млн, потраченных на футболистов, а опережали Россию в финансовом рейтинге не только гиганты, но и страны вроде Португалии и Турции.
Но летом 2017 года произошел неожиданный всплеск. В рамках того окна российские клубы вложили в футболистов €124,3 млн. Впрочем, было ясно, что речь о возвращении старого тренда не идет, поскольку три четверти всех расходов пришлось на долю одного клуба — «Зенита», проводившего кадровую перестройку в духе сегодняшнего «Челси». Через год РПЛ вернулась к типичному «посткризисному» уровню трат — €67,8 млн. Летом же 2019 года она задолго до закрытия окна и без явного доминирования какой-то одной команды перекрыла планку 2017-го, а затем покорила и казавшийся недосягаемым в «эпоху экономии» 200-миллионный рубеж.
Эксперты тогда объясняли рост расходов на футболистов не в последнюю очередь обстоятельствами. Кампания проходила за год до введения в РПЛ нового формата лимита на легионеров. По-прежнему ограничивалось число иностранцев, находящихся одновременно на поле,— не более шести. После реформы лимитируется число зарубежных игроков в заявке команды на сезон (она состоит из 25 футболистов) — не более восьми. Такой формат выглядит гораздо жестче, однако необходимость приспосабливаться к изменениям не просто не убила у российских клубов вкус к приобретению иностранных игроков, а стимулировала спрос на них. Новый формат, предъявляющий более высокие требования к новичкам и заставляющий клубы брать тех, кто действительно усилит состав на длительный срок, оказался неплохим драйвером инвестиций в игроков. К этому же чемпионату российские клубы подошли уже укомплектованными благодаря качественной прошлогодней кампании.
Самые заметные сделки по аренде игроков летнего окна в российском футболе
|
Источник: Transfermarkt.