Ученые предостерегли от локдауна
К каким последствиям могут привести жесткие ограничения
Массовые карантины для борьбы с коронавирусом вредят здоровью людей. Тысячи ученых со всего мира призывают отказаться от практики объявления локдаунов. «Декларацию в Грейт-Баррингтон» ранее опубликовали трое ученых из Оксфордского, Гарвардского и Стэндфордского университетов. Их поддержали тысячи коллег. В документе сказано, что массовые карантины лишь растягивают неизбежный процесс распространения болезни во времени. Но вместе с этим они вызывают другие, более серьезные проблемы. Авторы предлагают дать возможность молодым и здоровым людям жить как прежде, а ограничительные меры вводить точечно. Будет ли это работать? Разбирался Владислав Викторов.
Проблемы с оказанием плановой помощи и развитие психических расстройств у людей — это основные проблемы, к которым приводят массовые карантины. Из-за этого в ближайшие годы мир может столкнуться с существенным ростом смертности, считают ученые и врачи, подписавшие «Декларацию в Грейт-Баррингтон». Они призывают перейти к более осознанному подходу и формировать коллективный иммунитет естественным путем. А чтобы снизить риски, отправить на карантин можно только людей из групп риска, но все равно не ограничивать их полностью.
Последние данные по коронавирусу в России и мире
Правда, именно отсутствие жестких мер в начале пандемии привело к трагическим последствиям для Европы, отмечает врач-иммунолог Владимир Болибок: «Весной, когда не успели ввести карантинные мероприятия, просто-напросто западноевропейские больницы, например, в Италии, Франции, Испании, были переполнены. У них летальность в моменте доходила до 10%. Это цена решения вводить или не вводить карантинные ограничения».
Впрочем, сейчас врачи гораздо лучше понимают, что такое коронавирус, поэтому они могут точнее оказывать помощь, а население — тщательнее следить за своим здоровьем — регулярно дезинфицировать руки и носить маски, а если появились признаки заболевания, оставаться дома и лечиться. И такой подход вполне оправдан, считает доктор биологических наук, вирусолог Андрей Летаров: «Вот есть некое заболевание, которое дает смертность около 1,5%, у большего числа людей вызывает тяжелые поражения, но при этом многие переносят его вообще без последствий. Если бы все это случилось в годах 1960-х, никакой особо реакции не было бы кроме таких дежурных предосторожностей. Сейчас изменилось отношение к жизни, но если совсем не предпринимать никаких мер, катастрофы типа вымирания всех людей, конечно, не случится».
Поправку стоит делать и на особенности конкретной страны. Принято считать, что европейцы сами по себе достаточно законопослушны — требование носить маски они соблюдают добросовестно. В России все иначе. Во всяком случае, власти Москвы уверены, что нынешний всплеск заболеваемости связан именно с тем, что люди не соблюдают масочный режим. Впрочем, и в Европе с этим тоже непросто, говорит врач-терапевт, научный журналист Алексей Водовозов: «Как вы будете уговаривать людей носить маски, кроме как с помощью штрафов? Возьмите ту же Германию: был принят закон на федеральном уровне о штрафе минимум €50, и там уже около 36 тыс. штрафов только за последнее время они выписали. Если мы посмотрим, как сейчас поднимается вторая волна, в Германии она поднимается достаточно медленно. Так, может быть, вот это срабатывает, не только то, что народ дисциплинированный?»
Отчасти это подтверждает мысль, что без строгих правил и ограничений не обойтись в борьбе с коронавирусом. Хотя теоретически, действительно, можно изолировать только людей из групп риска, рассуждает врач-иммунолог Владимир Болибок, но не в России:
«Вот представьте: школьники идут в школу, они переносят этот COVID-19 бессимптомно и, возвращаясь домой, заражают старшее поколение, бабушек и дедушек.
Те, в свою очередь, начинают болеть тяжело, получаются летальные исходы. Как мы их разделим, если люди, три поколения семьи, живут в одной квартире?»
Другая проблема в том, чтобы определить те самые группы риска. Если европейцы внимательнее относятся к своему здоровью, то в России качественные медицинские услуги доступны в лучшем случае в крупных городах, а платные для многих граждан непосильны. Как замечает директор Федерального исследовательского центра вирусологии и микробиологии Денис Колбасов, это затрудняет точечную работу.
При этом, по его словам, Москва, похоже, идет именно по этому пути: «В целом ряде регионов ввелись ограничения только в отношении граждан старше 65 лет, то есть нет массового карантина, есть резкое увеличение случаев выявления коронавирусной инфекции. И теперь либо система справится без введения жестких ограничений, либо эти ограничения придется вводить. Мы сейчас в процессе этого эксперимента. В Москве-то уже социальная карта блокируется. О чем это говорит? О том, что уровень самосознания недостаточный, а нагрузка на систему, наверное, уже вызывает опасения».
Официально столичные власти заверяют, что новый карантин пока не планируется. Они же признают, что ситуация с каждым днем все драматичнее, и резервы коечного фонда не бесконечны. На хороший результат эксперимента это не похоже.
Декларацию об отказе от массовых карантинов подписали около 4 тыс. ученых и больше 7 тыс. врачей. Еще более 100 тыс. подписей оставили люди, не связанные с медицинским сообществом.