Как заграница нас учила родину любить
На обложке «русского» номера — расшитый вручную жакет бренда Russmotive и украшения ювелирной марки Mercury. Второй вариант, который мы рассматривали для обложки, помещен на этой странице — хрустальные пуанты французского дома Daum. Очень похожий пуант мануфактура изготовила специально для победителей программы «Большой балет» на телеканале «Культура».
На момент сдачи номера программу обещали пустить в эфир 7 ноября, ведущие — Светлана Захарова и Ильдар Абдразаков. В жюри — прима-балерина Мариинского театра, основатель международного фестицваля хореографии Context Диана Вишнёва.
Балет до сих пор наш лучший экспорт, а посвящение балету — самый выигрышный ход модных и ювелирных домов. Особенно хорошо взять за основу дягилевские «Русские сезоны», можно назвать любой модный дом, и с большой долей вероятности в архивах найдется коллекция, или посвященная празднику русского балета, или же созданная для Дягилева (Шанель, Сен-Лоран). Кстати, открою небольшую тайну. Сочетание изумрудного зеленого и синего электрика в одежде или украшениях ввел в моду именно Лев Бакст. Были и те, кто мыслил более прицельно,— Van Cleef & Arpels с посвящением Анне Павловой. Почти уверена, гордость за наш балет мы впитываем с молоком матери.
Пошло напоминать, что русской культурой восхищались большие модные дома. К тому же часто такая любовь была не восхищением, а коммерческой необходимостью. Богатые русские не знали меры в тратах и покупали все крупное и заметное. В 1897 году Boucheron первым из французских ювелирных домов открыл магазин в Москве. С тех пор Российская империя с ее славянским наследием и бескрайними землями прочно вошла в историю бренда. Коллекция Hiver Imperial («Имперская зима») посвящена полярной ночи, снегам и просторам России, а ее жемчужина — колье Baikal из белого золота с аквамарином Санта-Мария овальной огранки весом 78,33 карата! Все крупное, заметное, яркое — это для России или про Россию. В 1907 году официальным поставщиком императорского двора становится Cartier, и сапфир огранки «подушка» весом 197 карат оказывается у императрицы Марии Федоровны. Но русские кокошники оставили свой след не только в карманах, но и в душе Картье — он научился плести кружево из металла и делать диадемы, которые повторяли узоры на старинных головных уборах. В России Картье научился технике глиптики, резьбы по драгоценным камням, которую дом до сих пор использует в своих украшениях из высоких ювелирных коллекций.
Российская империя, советская эстетика, современные молодые художники — все эти вехи истории в разное время брали за основу своих коллекций совершенно разные люди и марки. Не будем сейчас копаться в архивах, сосредоточимся на неочевидном. Модный дом Gucci в феврале этого года пригласил художницу Полину Осипову (@polinatammi) сделать инстаграм-маску в виде короны-кокошника (в качестве шутки посчитаю на досуге, сколько раз в этом номере упомянуто слово «кокошник»), а буквально в сентябре для VII Московской международной биеннале молодого искусства при поддержке Gucci Полина создала еще одну работу в актуальном формате инстаграм-маски. «На мой взгляд, символизм северного русского модерна очень перекликается с символизмом Gucci»,— объяснила художница. «Два года назад я стала ездить по заброшенным дореволюционным дачам в Ленинградской области. Каждое лето мы с подругой находим новые останки былой роскоши — некоторые из тех дач, где мы были совсем недавно, уже разрушены или были сожжены, а печи в стиле ар-нуво разобраны и вынесены. Большинство этих дач принадлежит государству, но их никто не восстанавливает. Все детали в инстаграм-маске Endangered Beauty собраны с наличников, дверных проемов и печей, которые я видела во время наших поездок». Еще один реверанс в сторону России — из Испании. К своему столетнему юбилею испанский дом Tous представил коллекцию «Русская душа» — классические пусеты-мишки с гжельскими и хохломскими узорами. Безусловно, коллекция «Мишки мира» выпущена для каждой страны своя, но все равно очень приятно, что старинный дом выбрал именно такой способ порадовать клиентов.
В прошлом многие часовые бренды тоже обращались к русской теме или просто делали эксклюзивные модели для России. Швейцарская мануфактура Hublot представила лимитированную серию часов Sang Bleu, а Zenith выпустил модель, которая называется Defy 21 El Primero Russia Edition. Но не зная подтекста, трудно догадаться, что эти модели посвящены нашей стране. Креативной команде Jacob & Co такой подход показался недостаточно творческим, поэтому в продаже в России появилась придуманная ею модель Astronomia Moscow. Помните, была такая сказка Владимира Одоевского про городок в табакерке? Очень может быть, что она легла в основу дизайна модели. Трехмерный миниатюрный собор Василия Блаженного, сталинская высотка, Большой театр и храм Христа Спасителя на циферблате. Получите — распишитесь. Каролина Шойфеле, сопрезидент Chopard, когда-то тоже сделала посвящение России. Часы Imperiale в воспоминание о канувших в Лету империях, и в частности Российской, и часы Happy Diamonds, которые часовой дом делал вместе с Татьяной Навкой. Вместе с плавающими бриллиантами под циферблатом «плавает» и бриллиантовый конек для фигурного катания.
Русский след при желании найти можно не только в коллекциях со словом Russia в названии, но представители марок не могут открыто говорить, что черпали вдохновение в той или иной культуре. Хороший пример — Bvlgari. В коллекциях дома было множество украшений и часов с малахитовыми деталями, и в одном интервью дизайнер и креативный директор часового направления Bvlgari Фабрицио Буонамасса так пламенно признавался в любви к русскому малахиту, что закрались подозрения, не о нем ли он думал, создавая малахитовые Diva’s Dream: «Малахит — король камня, невероятной красоты материал. Его часто использовали в интерьерах самых богатых дворцов Российской империи. Исаакиевский собор в Петербурге знаменит своими малахитовыми и лазуритовыми колоннами». Так что, может быть, лет через сто на очередной выставке Bvlgari в Кремле нашим потомкам расскажут, что в 20-е годы XXI века дизайнер марки думал о Малахитовой комнате в Эрмитаже.