Кризис пошел в нагрузку
Показатель ОАО РЖД вышел в плюс впервые за год
ОАО РЖД впервые в этом году показало прирост суточной погрузки относительно прошлого года. Это соответствует плану компании вернуться к прошлогоднему уровню погрузки в четвертом квартале, хотя в целом по итогам 2020 года монополия ждет падения показателя в пределах 3,5%. Перевозки высокодоходных грузов на сети продолжают снижаться, однако, по мнению аналитиков, в инфраструктурном сегменте доходность ОАО РЖД может даже вырасти за счет сокращения расходов. Но с учетом дочерних компаний, в том числе серьезно пострадавших от коронавируса сегментов пассажирских перевозок и оперирования вагонами, общая доходность по группе все равно снизится.
Погрузка ОАО РЖД вышла в плюс по итогам 15 дней октября, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на свои источники и подтвердили “Ъ” в ОАО РЖД. За этот период она выросла на 0,3% относительно того же периода 2019 года и на 1,3% превзошла октябрьский план в 3,5 млн тонн в сутки, составив 3,545 млн тонн.
Если во многих отраслях спад производственных показателей был приурочен к карантинным мерам по коронавирусу, у ОАО РЖД кризис начался раньше.
Погрузка ОАО РЖД начала падать в конце прошлого года и вышла в минус в ноябре (см. “Ъ” от 3 декабря 2019 года). По итогам 2019 года падение составило 0,9%. В марте монополия пересмотрела и оптимистичный прогноз на 2020 год, предполагавший рост на 2,9% — в него на тот момент уже не верили ни участники рынка, ни аналитики,— и заговорила о падении в 1% (см. “Ъ” от 18 марта), а потом, с развитием пандемии, и о более серьезных величинах.
Сейчас Минтранс прогнозирует по итогам года снижение погрузки на 4%, до 1228,2 млн тонн, Минэкономики — на 4,5%, до 1221,2 млн тонн. Сама монополия придерживается прогноза сокращения в пределах 3,5%, или до 1233,5 млн тонн.
При этом глава ОАО РЖД Олег Белозеров в начале октября говорил, что компания «нацелена на то, чтобы в четвертом квартале не только выйти на показатели 2019 года, но и превзойти их». В первом полугодии отставание месячной погрузки на сети ОАО РЖД от прошлогодних показателей держалось в интервале 4–6%, кроме февраля, где на статистику повлиял високосный год (месячная погрузка упала на 0,6%, а среднесуточная — на 4%).
Но уже в конце лета отставание погрузки от динамики прошлого года стало сокращаться: в августе оно составило только 0,8%, в сентябре — 0,7%. Заместитель гендиректора монополии Алексей Шило говорил, что в первые дни октября отставание погрузки от прошлого года составляло 0,3%.
Погрузка в физическом выражении не прямо коррелирует с доходностью, так как они отличаются в зависимости от вида груза.
С одной стороны, у ОАО РЖД существенно падает погрузка высокодоходных грузов. За девять месяцев объем перевозки нефтеналивных грузов сократился на 9,6% (в сентябре — на 14,5%), черных металлов — на 10,9%. Хотя при этом растет погрузка удобрений (на 2,7%) и зерна (на 24%), этот прирост не компенсирует более существенный по объему отток нефтегрузов. С другой стороны, отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, ОАО РЖД заметно сократило расходы — и возможно, если считать без дочерних компаний, на большую величину, нежели упали доходы. Он отмечает, что монополии удалось снизить расходы на топливо (на 13% по итогам первого полугодия), электроэнергию (на 4,7%), при этом расходы на зарплату остались на уровне прошлого года, на материалы выросли незначительно (на 1,5%). Доходы ОАО РЖД в груженом сегменте по итогам девяти месяцев сократились на 1,8%, в порожнем — на 1,6%, а по итогам года, прогнозирует аналитик, падение в обоих сегментах составит 1%. В третьем квартале, резюмирует он, доходы ОАО РЖД вышли на уровень третьего квартала 2019 года.
Но, если смотреть на ситуацию в целом, то доходность ОАО РЖД с учетом дочерних структур пострадала, отмечает Михаил Бурмистров, прежде всего за счет Федеральной грузовой компании (ФГК), которая сильно потеряла в доходах из-за снижения ставок оперирования, и пассажирского сегмента.