«Аэроэкспресс» заплатит за проезд
Автобусы компании суд признал маршрутным такси
Арбитражный суд отказал «Аэроэкспрессу» в удовлетворении иска к Северо-Западной концессионной компании (СЗКК) — оператору головного участка платной трассы М11. Перевозчик требовал от СЗКК пропускать без взимания денег по платному участку автобусы, доставляющие пассажиров от станции метро «Ховрино» до аэропорта Шереметьево. Истец ссылался на федеральные льготы, положенные для «транспорта общего пользования». Суд пришел к выводу, что автобусы «Аэроэкспресса» на самом деле являются маршрутными такси и законодательные преференции на них не распространяются.
Арбитражный суд Москвы опубликовал мотивировочную часть решения по иску «Аэроэкспресса» к СЗКК. Иск, о котором “Ъ” рассказывал в апреле 2020 года, касался автобусного маршрута 1195, запущенного «Аэроэкспрессом» в 2019 году от станции метро «Ховрино» до аэропорта Шереметьево, выиграв конкурс мэрии Москвы. В 2019–2020 годах компания пыталась договориться с СЗКК, чтобы по головному участку трассы М11 (15–58 км) автобусы ходили бесплатно. Об этом просил и дептранс Москвы, однако договориться с оператором трассы М11 не удалось. Тогда «Аэроэкспресс» обратился с иском, в котором сослался на закон «Об автодорогах и дорожной деятельности». Закон обязывает освободить от платы за проезд «транспорт общего пользования», к которому, по мнению «Аэроэкспресса», относится 1195-й маршрут. В качестве третьих лиц были привлечены департамент транспорта Москвы и госкомпания «Автодор».
Согласно ст. 149 Налогового кодекса, отметил суд в решении, к услугам по перевозке городским пассажирским транспортом относятся те, что предоставляются «по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд».
Льготы и меры социальной поддержки на маршруте 1195 не действуют, поэтому де-юре это не автобус, а маршрутное такси.
На наземном транспорте в Москве стоят валидаторы, принимающие «Тройки» и социальные карты. На 1195-м маршруте этого оборудования нет, что также доказывает, что это такси, а не автобус.
В материале дела описаны обстоятельства появления маршрута. Первоначально было всего две остановки (начальная и конечная), но категоризация «регулярных маршрутов» требовала и промежуточные, следует из «Устава автомобильного транспорта» (федеральный закон 2007 года). В 2019 году в маршрут добавили остановку за несколько десятков метров до конечной. В СЗКК, следует из материалов суда, считают, что это было сделано специально для «приведения маршрута в соответствие с требованиями законодательства для получения права бесплатного проезда». Маршрут создавался без учета мнений СЗКК и «Автодора», обращает внимание суд. Он также отметил, что длина маршрута от «Ховрино» до Шереметьево по бесплатной дороге М10 всего на 200 м больше, чем по М11, но в этом случае автобусом могли бы воспользоваться гораздо больше граждан.
В дептрансе Москвы и «Автодоре» решение суда вчера не комментировали.
В «Аэроэкспрессе» “Ъ” заявили, что не согласны с решением и будут его обжаловать, настаивая, что в досудебном порядке СЗКК каких-либо «основательных аргументов причины отказа» не предоставила.
В СЗКК, комментируя решение суда, рассказали, что ранее освободили от оплаты на М11 маршруты столичного «Мосгортранса» 400э (Зеленоград—Ховрино) и 283 (метро «Речной вокзал»—Подрезково), заметив, что стоимость поездки на них составляет 57 руб., как и в остальном общественном транспорте Москвы (проезд на автобусе «Аэроэкспресса» стоит 150 руб.). «Транспорт, осуществляющий перевозки на коммерческой основе, проезжает на общих основаниях»,— отметили в СЗКК.
«ООО "Аэроэкспресс" стоило вместе с правительством Москвы, которое устанавливало маршрут, обратиться к концеденту — правительству РФ и ГК "Автодор" для получения права бесплатного проезда,— считает старший юрист практики ГЧП и инфраструктуры юридической фирмы VEGAS LEX Ирина Долгих.— Потому что концессионер (СЗКК.— “Ъ”) не является собственником автодороги, он руководствуется концессионным соглашением и связан в принятии решений позицией концедента». Теперь, после решения суда, провести переговоры для ООО «Аэроэкспресс» будет «проблематично», считает госпожа Долгих: «Тем более что все концессионные соглашения как договоры с государственной стороной проверяются контрольно-надзорными органами, которые при проверке будут ориентироваться именно на судебное решение».