Тариф, который нельзя называть
Депутаты предлагают заменить рост цен на общественный транспорт субсидией
Чиновники Смольного до сих пор не представили депутатам Законодательного собрания Петербурга размеры тарифов общественного транспорта в 2021 году, хотя уже внесли лимиты по субсидированию в проект бюджета. Цены повышают второй год подряд после двухлетней заморозки. При этом темпы роста значительно превышают динамику инфляции, подчеркивают в парламенте. По мнению некоторых депутатов, вместо подорожания билетов до 55 рублей на автобус и 60 рублей на метро стоит увеличить уровень субсидий, хотя за них в бюджет заплатят все, даже не пользующиеся общественным транспортом жители.
Вопрос о ценах за проезд на транспорте Петербурга до сих пор не решен, сообщил вчера после заседания бюджетно-финансового комитета ЗакСа глава фракции «Яблоко» в петербургском парламенте Борис Вишневский. Он подчеркивает, что вице-губернатор Эдуард Батанов и глава комитета финансов Алексей Корабельников не называют уровень тарифов, который соответствует размеру заложенных субсидий транспортным предприятиям, в основном ГУПам, в проекте бюджета 2021 года.
Впрочем, на нулевых чтениях бюджета уже сообщалось, что цена за проезд в метро в 2021 году может составить 62 рубля, а в автобусе — 55 рублей. В процессе подготовки второго чтения бюджета на будущий год прогнозная цена билета в метро, предлагаемая комитетом по транспорту, снизилась на 2 рубля — до 60 рублей, заявлял ранее источник “Ъ”. Какие при этом будут размеры субсидий, неизвестно. В комитете по транспорту оперативно информацию не прокомментировали.
В проект бюджета на 2021 год субсидии на перевозку пассажиров наземным транспортом составляют 13,2 млрд рублей (+3,5 млрд рублей по сравнению с нулевыми чтениями), на перевозку электротранспортом — 10,4 млрд рублей (–0,1 млрд) и метро — 20,6 млрд рублей (–0,7 млрд). Примечательно, что, несмотря на предположительное снижение цены проезда в метро, субсидия также снижена, а «автобусный» тариф, сохранившийся на отметке 55 рублей, стимулирует рост субсидий почти на треть.
О том, что чиновники объявят тарифы только ко второму чтению бюджета, которое предварительно запланировано на 18 ноября, в сентябре сообщал господин Батанов. Однако, напоминает господин Вишневский, губернатор города Александр Беглов в ответ на депутатский запрос сообщал, что «окончательный размер субсидий будет зависеть от принятой тарифной модели» и «тарифное решение будет принято в процессе обсуждения проекта закона о бюджете». В заявлениях представителей Смольного подчеркивалось, что стоимость установят по итогам публичных обсуждений с депутатами, но цена проезда зависит от пассажиропотока, снизившегося на фоне пандемии коронавируса (см. “Ъ” от 23.10.2020).
Рост тарифов в 2020 году составил 22–25%, прогнозные темпы роста в 2021 году — 9–10%. Однако цены можно заморозить, субсидировав дополнительно из бюджета 2,8 млрд рублей (около 0,5% доходов и 0,4% расходов бюджета), сообщалось ранее. По словам господина Вишневского, чиновники «разгоняют инфляцию», ведь динамика цен на проезд значительно превышает инфляцию даже за суммарный период четырех годов.
По его словам, падение пассажиропотока, влияющее на экономическую деятельность предприятий, могло бы компенсировать сокращение затрат транспортных предприятий, например, через увеличенные интервалы поездов в метро. В целом он настаивает на повышении субсидирования из бюджета вместо роста разовых тарифов, хотя ими и пользуется только около 15% населения Петербурга. «Это опосредованные деньги граждан, причем всех — и тех, кто пользуется общественным транспортом, и тех, кто нет. Это (взято.— “Ъ”) из тех же карманов, но куда менее заметно для пассажиров. Все скидываются понемножку для того, чтобы не росла плата за проезд»,— считает господин Вишневский.
По данным Петростата, реальная начисленная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в августе 2020 года снизилась на 1,9% по сравнению с предыдущим годом. Значительное повышение тарифов на проезд в общественном транспорте означает, что каждое домохозяйство сталкивается с необходимостью оторвать от своего бюджета долю и отдать ее госпредприятию, в госбюджет, при этом получая за эти деньги услугу того же качества и в том же объеме, поясняет главный аналитик ГК АЛОР Алексей Антонов. При этом в точку безубыточности транспорт не выйдет, поскольку этому мешает изношенность основных фондов.
Взаимосвязь тарифов и инфляции объясняется тем, что передвижение на транспорте незримо входит в себестоимость почти любого товара или услуги, которые можно купить в городе, добавляет эксперт. Реальная инфляция составляет 10–15% в год, и рост тарифов в Петербурге обгоняет даже этот уровень. «Это социальная проблема, потому что население стареет, и все большее число граждан получает право льготного проезда, которое на практике означает, что за пенсионера платят занятые, вынужденные нести траты и за себя, и за других»,— заключает господин Антонов.