Рукотворное маловодье
Как и почему реки исчезают с карты России
Пересыхание малых рек России, главным образом из-за изменения климата и расточительной хозяйственной деятельности, убивает крупные реки. Последние впадают в моря, которые, если не бороться с обмелением рек, в обозримой перспективе начнут исчезать. Государство принимает меры по спасению рек страны, но эксперты считают их малоэффективными.
Не все течет
Малыми считаются реки, располагающиеся в одной географической зоне, имеющие длину не более 100 км и площадь бассейна в пределах 1–2 тыс. кв. км. Они питают крупные реки, но в последние годы малые реки усиленно истощаются. «Русла этих рек обмелели и отмирают. Деградация характеризуется заиливанием и заболачиванием поймы»,— говорит директор Института экологии ВШЭ Борис Моргунов. «Маловодье в реках характерно для рек всей России, но чаще ее европейской части»,— добавляет председатель РО «Российское экологическое общество» Виолетта Черная.
В стратегии развития малых рек Воронежской области до 2020 года сказано: малые реки наиболее уязвимы и восприимчивы к внешним воздействиям. «За последние 50 лет с территории Воронежской области исчез 31 водоток длиной от 10 до 27 км»,— рассказывает эксперт правительства области, глава местного отделения российской экологической академии Виктор Ступин.
Пересыханию малых рек способствуют естественные и антропогенные факторы. «В последние годы нет паводков, зимой не промерзает почва, снега недостаточно, а когда начинается весна и таяние, то весь снег уходит в почву. Ранее вели распашку водоохранных зон и прибрежных защитных полос, в результате в малые реки поступало много воды»,— поясняет научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян.
Чиновники считают причины обмеления естественными (к ним они относят и изменение климата, об антропогенной природе которого существует научный консенсус). «Сегодня в ряде речных бассейнов наблюдается маловодный цикл. Наиболее ярко он выражен на реках Волжско-Камского, Донского и Кубанского бассейнов. Потепление климата оказывает большое влияние и на сезонный сток рек — этот процесс уже происходит практически на всей территории России, и ожидается его усиление»,— говорит глава департамента госполитики и регулирования в области водных ресурсов Минприроды Роман Минухин.
От мала до велика
Малые реки пересыхают, и падение уровня больших рек неизбежно. Например, обмелела река Воронеж, а следом и Дон (длина 1870 км, а площадь водозаборного бассейна — 422 тыс. кв. км): уровень воды в нем упал на 1,5 м. Распространенная причина обмеления рек — добыча песка и гравия в их поймах. На Оке (приток Волги) это происходит повсеместно. «Берутся в аренду участки реки для получения песчано-гравийных смесей. Река уже провела работу по разделению песка и гравия. Технология добычи зачастую нарушается. Выкапывают яму глубиной 25–30 м. Ока со своей средней глубиной воды 5 м заполняет эти карьеры, происходит так называемая посадка уровня. Те участки, которые ранее имели глубину 2 м, достаточную для естественной промывки, мелеют до метра»,— поясняет глава организации «Без рек как без рук» Олег Ломаков.
Обмеление Оки влияет на уровень воды в Волге, которая в последние годы также высохла. В Казани несколько лет назад уровень воды в ней упал так, что обнажилась дореволюционная мостовая. В Ульяновске, Астрахани, Костроме, Саратовской, Тверской и Самарской областях, в районе Рыбинска (Ярославская область) посреди реки в черте города в прошлом году образовывались заметные островки, что опасно для русла, говорят ученые. «Вода в обмелевшей реке прогревается и цветет быстрее, в ней растет концентрация вредных веществ. Ситуация весьма опасна»,— предупреждает Виктор Данилов-Данильян.
Схожа ситуация и на Кавказе: русло Терека, самой длинной реки на северных склонах восточного Кавказа (площадь — 43 710 кв. км, длина — 623 км, впадает в Каспийское море), обмелело за последние годы, а ее излучины в 20 км от Махачкалы больше нет: можно пройтись по песчаному дну, которое еще пять лет назад было полноводным руслом. На берегу реки работает строительная техника. Рабочие укрепляют берега: говорят, что пару лет назад Терек разливался на километры, а ущерб от разливов затронул более 100 тыс. человек. «Маловодье и пересыхание реки мы связываем с потеплением климата и малоснежными зимами. В моем детстве, 30 лет назад, снег выпадал обильно, сейчас его ничтожно мало»,— говорит глава филиала «Дагводресурсов» Марат Алиомаров. Местные экологи считают иначе. Причина — в бесконтрольном заборе воды со стороны частного сектора.
В последние годы ученые отмечают тенденцию к снижению и стока реки Урал (впадает в Каспийское море), что связано как с климатическими изменениями, так и с высоким водопотреблением. «Из реки подпитываются 4 крупных водохранилища, 80 гидроузлов, более 3 тыс. плотин. Пагубно сказываются на уровне воды в реке распашка целинных земель, вырубка пойменных и водораздельных лесов, деятельность предприятий»,— говорит главный научный сотрудник отдела геоэкологии Оренбургского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН Юрий Нестеренко.
Волга, Урал и Терек впадают в Каспийское море, которое ученые считают самым крупным озером в мире (его площадь — 371 тыс. кв. км, максимальная глубина — 1025 м). Как сообщили «Ъ-Регенерации» в Каспийском морском научно-исследовательском центре, уровень воды в море за последние 30 лет упал примерно на 1,5 м. В его восточной части уровень снижается быстрее, поскольку там к морю примыкает пустыня с высоким испарением в теплый период года. «Падение произошло с отметки –26,54 м в 1995 году до –28,18 м в 2019 году. При достижении отметок уровня ниже –30 м может наблюдаться разделение северной части моря на восточный и западный районы. Основной причиной регрессии моря стало снижение водного стока впадающих в него рек, прежде всего Волги, которая доставляет до 80% пресной воды»,— говорит директор Каспийского морского научно-исследовательского центра Елена Островская.
Цифровая вода России
Для спасения малых рек нужно строить очистные сооружения поверхностного стока в городах и райцентрах, прекратить сбросы производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод без очистки, говорят эксперты. «Кроме того, нужно прекратить вырубать деревья в поймах рек, запретить осушение пойменных болот, начать строить запруды и дамбы в балках и в руслах рек, спрямлять русла, чтобы предотвратить интенсивный размыв берегов рек. Пока государству не удается спасти реки от пересыхания»,— говорит Виктор Ступин. «Нужно внедрять замкнутые циклы и другие водосберегающие технологии на предприятиях, вовремя ремонтировать водопроводы (много воды теряется в старых водораспределительных системах) и т. д. Многое уже сейчас делается в рамках госпрограмм "Экология", "Оздоровление Волги"»,— считает Елена Островская.
Например, одной из целей федеральной программы «Сохранение уникальных водных объектов» (входит в нацпроект «Экология») является улучшение состояния гидрографической сети. Впрочем, эксперты говорят, что пока средства нацпроекта «Экология» используются не очень эффективно. «Многие проекты до сих пор не имеют проектно-сметной документации, без которой невозможно получить финансирование. Но это часть проблемы. Главное — проблема выбора приоритетов для финансирования, которая так и не решена»,— резюмирует Борис Моргунов. Чиновники считают, что проблему решит готовящаяся к запуску единая цифровая информсистема управления «Вода». В Росводресурсах поясняют, что борьба с обмелением предусматривает набор мероприятий и решения о том, какое из них финансировать первым, с внедрением цифровой платформы будут приниматься быстрее, поскольку будет поступать оперативная консолидированная информация о состоянии рек.