Магазины включили экономию
Сети отказываются обсуждать повышение цен с поставщиками
Для удержания покупателей розничные сети идут на радикальные меры. Так, сеть «Верный» основателя «Пятерочки» Андрея Рогачева до конца года ввела мораторий на повышение закупочных цен. Подобную практику могут использовать и другие игроки розничного рынка. В условиях падения доходов потребителей и объемов продаж сети не могут позволить себе поднимать ценники, соглашаются аналитики.
Некоторые продуктовые сети ввели мораторий на пересмотр закупочных цен, рассказал “Ъ” источник на рынке. Об этом своим партнерам, в частности, сообщила сеть «Верный» основателя «Пятерочки» Андрея Рогачева (управляет более чем 930 магазинами в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и др.). Как сказано в письме «Верного» (копия есть у “Ъ”) в адрес одного из поставщиков, компания «понимает», что валютные колебания, удорожание сырья и прочие издержки могут влиять на цены. Но в период пандемии COVID-19 и снижения доходов населения сеть считает «невозможным» переложить повышение цен на покупателей, поэтому до конца года будет отвечать на такие предложения отказом. В «Верном» не предоставили комментарии.
По словам источника “Ъ”, неформальный мораторий может действовать и в других сетях. Об этом, в частности, говорят некоторые компании, общающиеся с закупщиками «Магнита» и X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), указывает собеседник “Ъ”. Но, подчеркивает он, однозначного подтверждения этому нет. В Х5 нет моратория на принятие новых цен, предложенных поставщиками, заявил представитель компании. «Мы получаем уведомления о повышении цен в текущем режиме и даем обратную связь, просим обосновывать, показывать структуру факторов, которые повлияли на рост себестоимости»,— говорят в Х5. Там добавляют, что за счет собственной маржи демпфируют рост цен поставщиков в течение нескольких недель после обновления стоимости. В «Ленте» также заявили, что моратория на принятие новых цен нет. В «Магните», Auchan и Metro комментарии не предоставили.
Зампред правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов подтверждает, что многие сети односторонне, без снижения собственной наценки, заявили мораторий на изменение цен поставщиками.
Большинство производителей не могут «отыграть» не только текущую сырьевую динамику, но и курсовой скачок, который длится с начала года, указывает он. По словам господина Леонова, поставщики на протяжении месяцев сглаживают цены за счет собственной рентабельности, однако делать это бесконечно ресурсов нет. Исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков напоминает, что всплески ажиотажного спроса в связи с пандемией прошли, а ситуация, хотя и остается сложной в части ценообразования и спроса, входит в норму. Заявлять в таких условиях отказ от принятия новых цен в угоду сиюминутным интересам странно, указывает он.
Среди тех, кто столкнулся с отказом обсуждать повышение цен,— производители хлебобулочных изделий и молочных продуктов, говорят источники “Ъ”. Как сообщал Российский союз пекарей в письме в Минсельхоз, с начала 2020 года мука подорожала на 18–21%, сахар — на 100%, а растительное масло — на 50%, в результате пекари работают с рентабельностью 0,5% (см. “Ъ” от 27 октября). Гендиректор Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артем Белов говорит, что в среднем все молочные продукты в этом году подорожали примерно на 2%, а средние цены на сыры и сливочное масло выросли на 10%. Но девальвация рубля привела к более заметному увеличению издержек производителей, на 12–13%, указывает он. «Мы понимаем, что транслировать это в розничную цену без ущерба для спроса невозможно, и продолжаем диалог с сетями»,— говорит господин Белов.
Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов отмечает, что ситуация со спросом и доходами населения остается достаточно напряженной. По данным Росстата, в январе—сентябре 2020 года реальные доходы россиян упали на 4,3% год к году. А оборот розничной торговли сократился на 4,8%, до 23,92 трлн руб. год к году. Как поясняет господин Ибрагимов, хотя крупнейшие сети продолжают зарабатывать, весь рынок сужается, то есть игроки со средними позициями деньги теряют. А в условиях повышенной чувствительности потребителей к ценам сети, которые первыми пойдут на повышение стоимости, добавляет аналитик, окажутся в заведомо проигрышном положении.