Инвесторы занялись посредничеством
OKS Group приобрела долю в сервисе Upmarket
Сервис по выводу поставщиков на маркетплейсы Upmarket привлек 170 млн руб. от инвестхолдинга OKS Group топ-менеджеров рекламной группы Dentsu Russia Олега Полякова и Кирилла Матвеева. Подобные сервисы стали востребованы на фоне роста рынка электронной коммерции, но большая зависимость от торговых площадок делает инвестиции в них рискованными, предупреждают эксперты.
Сервис Upmarket договорился о финансировании с инвестхолдингом OKS Group, основанным президентом рекламного холдинга Dentsu Russia Олегом Поляковым и его региональным директором по России и СНГ Кириллом Матвеевым, рассказал “Ъ” представитель Upmarket. До середины 2021 года OKS Group проинвестирует 170 млн руб. и получит 31% компании, то есть вся она оценена в 548 млн руб.
10,9 процента
составила доля онлайна в рознице России в первом полугодии (данные Ассоциации компаний интернет-торговли)
Upmarket помогает поставщикам начать продажи на маркетплейсах и берет на себя все посредничество — от создания контента и маркетинговой стратегии до логистических решений, рассказал гендиректор компании Олег Неворотов. У сервиса есть синергии с портфелем OKS, добавил управляющий партнер OKS Group Марк Хэнни, не уточняя, в чем они заключаются. Среди активов OKS, как указано на его сайте,— маркетплейс Cinch, сайты Mama.ru, Doctor.ru, Medportal.ru, платформа digital-маркетинга Mnfst, конструктор сайтов Ucoz и др.
По данным «СПАРК-Интерфакс», по 40% операционной структуры Upmarket ООО «Кастомер Опт» владеют Олег Неворотов и совладелец Василеостровского рынка в Санкт-Петербурге Владимир Хурцилава, еще 20% — у Карена Петросяна.
Российский рынок электронной торговли рос ускоренными темпами на фоне пандемии, по итогам года его объем может достигнуть 2,5–2,8 трлн руб., а крупнейшие маркетплейсы с начала года удвоили или даже утроили число поставщиков на своих площадках (см. “Ъ” от 23 октября). На рынке уже есть несколько проектов, похожих на Upmarket,— например, B2Basket, Adapter и Seller24.
Спрос со стороны продавцов на услуги сопровождения на онлайн-площадках пока превышает предложение, и появление сервисных компаний выгодно маркетплейсам, считает директор Ozon.Marketplace Анна Калеева.
Ozon развивает свои сервисные компании, а с сертифицированными технологическими партнерами делится комиссией, которую получает с продавца, добавляет она.
У AliExpress в России есть проверенные сервисные партнеры, с некоторыми он запускает совместные проекты, говорит директор по развитию локального маркетплейса «AliExpress Россия» Дмитрий Селихов. «Например, вместе с компанией AliWay мы запустили новый формат магазинов — супермагазин "Большой домашний". Он позволяет локальным производителям и продавцам продавать на маркетплейсе, не открывая собственный магазин и не занимаясь операционными вопросами»,— рассказал он.
Подобные посреднические сервисы востребованы, но находятся в зависимости от маркетплейсов, которые, хотя и дружны с ними сейчас, могут в один момент усложнить работу, например, закрыв доступ к части функциональности, предупреждает основатель A.Partners Алексей Соловьев. «Поэтому инвестицию в такие сервисы сопровождает заметный риск»,— уверен он. Одна из проблем — отсутствие контроля над ключевым активом, то есть покупателями в виде физических лиц, считает заместитель директора Фонда развития интернет-инициатив Дмитрий Калаев. Это значит, что если подобный сервис логистики или маркетинга захочет оказывать, например, сам Wildberries или Ozon, то он просто отключит Upmarket, «и такой риск практически невозможно контролировать», констатирует он.
Исполнительный директор «Оборот.ру» Иван Кургузов, впрочем, сомневается, что маркетплейсы начнут запускать похожие продукты. Такие сервисы, по его прогнозу, будут продолжать расти вместе с рынком на фоне его трансформации в сторону гибридной модели — «маркетплейс плюс магазин».
Преимущества своей площадки
Как усиливается внутренний сегмент рынка электронной коммерции