Загранице мы поможем
Эксперт ЦПУР Олег Шакиров — о том, почему Кремль взялся за содействие международному развитию
Российской помощью зарубежным странам будет управлять новый орган — межведомственная комиссия по вопросам содействия международному развитию (СМР). В конце минувшей недели указ о ее создании подписал президент Владимир Путин. Тема международной помощи получает новый приоритет и переносится ближе к центру принятия внешнеполитических решений — в Кремль: если прежде орган с аналогичными функциями находился в правительстве, то работу новой комиссии будет обеспечивать администрация президента, а замруководителя администрации станет ее председателем.
В отличие от большинства стран-доноров, в нашей стране нет специализированного агентства для содействия международному развитию, таких как USAID в США, AFD во Франции или CIDCA в Китае. Идея о создании такого агентства в России обсуждалась около десяти лет назад, но в итоге была выбрана иная модель: проекты и программы международной помощи осуществляют отдельные ведомства, а их усилия координируются на уровне правительства.
Именно координация действий госорганов названа целью и новой межведомственной комиссии по СМР. Это выглядит как признание того, что существующих механизмов здесь недостаточно. При этом согласование между ведомствами необходимо по многим важным пунктам: от выработки стратегий для конкретных стран и регионов до единых подходов к оценке эффективности проектов и программ СМР и их пиар-сопровождения. Вопросы координации тянут за собой большой комплекс нерешенных задач в области финансирования, регулирования и непосредственного оказания помощи, которыми предстоит заняться комиссии.
Наконец, проблемой российской системы СМР является недостаточная открытость.
Сегодня государство не объясняет россиянам простым и наглядным образом, каким странам и как наша страна оказывает содействие в развитии. Однако повышение открытости важно не только для информирования граждан, но и для укрепления имиджа России в качестве международного донора и для улучшения качества управления.
Изменения управления политикой в сфере содействия международному развитию стоит рассматривать как в национальном, так и в глобальном контексте. Международная помощь, особенно гуманитарного характера, в последние годы занимает все более заметное место в арсенале российской внешней политики. Это хорошо видно на примере отправки гумпомощи на юго-восток Украины (в октябре в Луганск прибыл 99-й конвой МЧС) и в Сирию.
Но еще большую активность в качестве донора Россия проявила в текущем году во время борьбы с пандемией: за шесть месяцев с начала февраля российскую помощь, связанную с COVID-19, получили 46 стран.
Растущая привлекательность помощи как внешнеполитического инструмента потребовала усовершенствовать управленческие механизмы в этой сфере.
Другая причина, очевидно, связана с международными тенденциями. Ведущие страны стремятся теснее увязать деятельность в сфере международного развития с внешней политикой. В 2018 году КНР реформировала свою систему управления зарубежной помощью, ориентировав ее на реализацию «Инициативы пояса и пути». В том же году США в ответ на усиление Китая дополнительно к существующим инструментам зарубежной помощи создали новый — Американскую корпорацию по финансированию международного развития. По аналогии с гонкой вооружений российское руководство не хочет уступать в гонке международной помощи, полагая тем более, что конкуренция будет разворачиваться в чувствительном для Москвы ближнем зарубежье.
Среди госслужащих и дипломатов, как и в экспертном сообществе, принято возлагать серьезные надежды на содействие международному развитию как на эффективный инструмент внешней политики. Однако без должного внимания эта сфера госполитики предлагает не меньше проблем, чем решений. Создание новой комиссии с сильным политическим мандатом может стать шагом к формированию более эффективной системы СМР.