Квот столько угля
ОАО РЖД не удалось уменьшить вывоз из Кузбасса
По данным “Ъ”, правительство разрешит Кузбассу в 2021 году вывезти на экспорт на восток столько же угля, как в 2020 году,— 53 млн тонн. Власти Кузбасса предлагали увеличить квоту на 5 млн тонн. Но ОАО РЖД выступило резко против этого, оценивая свои убытки в случае такого решения в 6 млрд руб. Монополия противилась даже сохранению нынешней квоты, рассчитывая сократить вывоз угля в пользу более доходных грузов, но отстоять свою позицию не смогла.
12 ноября у первого вице-премьера Андрея Белоусова состоялось совещание по вывозу угля из Кузбасса в 2021 году по Восточному полигону. На нем присутствовали, в том числе, глава Минэкономики Максим Решетников, глава ОАО РЖД Олег Белозеров и губернатор Кузбасса Сергей Цивилев.
Два источника “Ъ”, знакомые с ситуацией, говорят, что было решено сохранить норму вывоза угля из Кузбасса на экспорт на уровне 2020 года — 53 млн тонн. Вопрос возможного увеличения этой квоты, добавляет один из них, решено проработать на предмет экономической обоснованности.
Он напоминает, что поправки к правилам недискриминационного доступа, принятые в мае, требуют несокращения провозных способностей в восточном направлении в каждом следующем году относительно предыдущего. В секретариате господина Белоусова отказались комментировать итоги совещания.
Накануне, 11 ноября, состоялось совещание у Олега Белозерова, на котором, рассказали источники “Ъ”, обсуждалось предложение Кузбасса увеличить квоту вывоза на восток в 2021 году до 58 млн тонн. ОАО РЖД было против — согласно презентации замглавы монополии Алексея Шило, рост квоты приведет к потере ОАО РЖД дохода в размере 6 млрд руб. из-за снижения возможностей по вывозу более высокодоходных грузов, в том числе контейнеров, металлов и удобрений.
Также эта мера повлечет за собой снижение перевозок грузов из других регионов на 15–17 млн тонн, вклада различных отраслей экономики в ВВП РФ на 102 млрд руб., налоговых поступлений — на 24 млрд руб. и потерю до 10 тыс. рабочих мест за пределами Кузбасса.
В свою очередь, заместитель гендиректора ОАО РЖД Рашид Сайбаталов отметил, что профицит инфраструктуры на альтернативных экспортных направлениях — юга и северо-запада — уже составляет 9,5 млн тонн, а после реализации программ по ее расширению вырастет до 33,5 млн тонн. По его словам, необходимо перераспределить уголь с Восточного полигона на эти направления.
При этом ОАО РЖД прежде настаивало на сокращении квоты Кузбасса на 11 млн тонн (см. “Ъ” от 18 сентября). Монополия сомневалась в целесообразности перезаключения соглашения с Кузбассом по вывозу угля на 2021 год, поскольку местные угольщики в этом году не выполнили обязательства по отправке угля на запад (см. “Ъ” от 8 октября).
На совещании у Олега Белозерова ряд выступавших, в том числе угольщики, работающие восточнее Кемеровской области, и восточносибирские лесопромышленники, говорили о невозможности вывезти свои грузы из-за занятости инфраструктуры кузнецким углем. В группе «Илим» подтвердили “Ъ”, что с конца октября появились проблемы с отправкой готовой продукции с сибирских комбинатов, но на данный момент ОАО РЖД принимает меры по стабилизации ситуации, и компания надеется на скорое решение проблемы.
«Нередко случается, что вагоны с углем буквально забивают все портовые терминалы и припортовые станции,— говорит директор по логистике Segezha group Андрей Юдин.— Из-за этого ОАО РЖД вводятся ограничения на отправку любых грузов в их адрес. Подобная ситуация влияет на всех без исключения экспортеров, в том числе и на нашу компанию».
Но источник “Ъ” среди грузоотправителей подчеркивает, что отгрузка из регионов восточнее Кузбасса на экспорт растет: так, за десять месяцев отправки выросли на 3 млн тонн, в том числе из Хакасии — на 31%, из Красноярского края — на 16%, из Бурятии — на 15%. Это свидетельствует о том, что провозная способность на восток растет и без сдерживания отгрузок из Кузбасса. Более того, отмечает он, из материалов, представленных ОАО РЖД на совещании 11 ноября, следует, что фактически узких мест на инфраструктуре нет, и ОАО РЖД предлагает множество мероприятий, которые увеличат пропуск грузов на Восточном полигоне без расширения инфраструктуры,— в первую очередь развитие тяжеловесного движения.
При этом собеседники “Ъ” отмечают, что наличие соглашения с Кузбассом нередко используется как предлог для отказа в согласовании заявок на перевозку на восток неугольных грузов, хотя нормативных оснований для этого нет. «Ссылаясь на квоту угольщиков, монополия скрывает масштаб вопроса необходимой расшивки узких мест сети»,— говорит один из них, добавляя, что этот аргумент успешно работает по причине недоступности грузоотправителям, промышленным ассоциациям и правительству данных о состоянии инфраструктуры в разрезе всех дорог.