Дороги насыщают интеллектом и цифрой
Для чего нужна цифровизация автомобильных дорог
Цифровизация дорожной сети — важная задача, стоящая перед Федеральным дорожным агентством. За непонятным на первый взгляд термином стоит ряд крупных проектов. Это и интеллектуальные транспортные системы, направленные на автоматизацию управления движением, и внедрение автоматических систем весогабаритного контроля для сохранности дорог, и системы фиксации нарушений правил дорожного движения.
Зачем нужны ИТС?
Прототипом интеллектуальной транспортной системы (ИТС) стала московская система «Старт», создававшаяся еще в 80-х годах прошлого века. Сначала она использовалась для управления светофорами, впоследствии к ней подключили электронные информационные табло, датчики движения и телекамеры. По мере развития московской ИТС стало понятно, что подобные системы могут помочь решить не только проблемы заторов (классический пример работы ИТС — зеленый коридор в работе светофоров), но и улучшить безопасность движения. Похожие системы активно тиражируются во многих регионах, обрастая современными технологическим решениями: камерами, метеостанциями и управляющим софтом. По данным РосдорНИИ, в 2018–2019 годах на автодорогах регионального или межмуниципального, местного значения было размещено 476 элементов интеллектуальных транспортных систем, в том числе детекторы транспортного потока, дорожные контроллеры и табло переменной информации. К концу 2020 года планируется внедрение еще 115 новых элементов ИТС.
При этом потребность в грамотном управлении движением растет: автопарк России уже превышает 60 млн автомобилей, из них по территории Москвы и области перемещается более 8 млн машин. Растут риски аварийности, и цифровой «менеджмент» на дорогах приходится очень кстати.
Внедрение ИТС в качестве одной из важнейших задач было включено в нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) в 2019 году и содержало три основных направления: внедрение ИТС, ориентированных на обеспечение движения беспилотных транспортных средств, на применение энергосберегающих технологий освещения автодорог и предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тыс. человек. В переформатированном по поручению президента нацпроекте эти задачи сохранятся, но будут объединены в одно мероприятие.
Сегодня некоторые регионы внедряют ИТС самостоятельно за счет собственных ресурсов (например, Москва), другие рассчитывают на федеральную помощь. Росавтодор рассматривает заявки и выделяет деньги на ИТС городским агломерациям с населением свыше 300 тыс. человек. В Свердловской области, к примеру, на 12 участках уже появилась дорожная разметка, которая подсвечивается с помощью светодиодных проекторов с цветными фильтрами: она заметна при любой погоде, даже если на дороге снег и грязь. Новое проекционное оборудование уже появилось на аварийно опасных местах на дороге в Асбест, на Режевском тракте, на Екатеринбургской кольцевой автодороге. В 2020 году в Росавтодор поступило 56 региональных проектов ИТС, из них отобрано 27 заявок в 22 субъектах на общую сумму 3,3 млрд руб. Федеральное финансирование на внедрение ИТС уже получили (или получат до конца года) Архангельская, Белгородская, Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Кемеровская, Курская, Орловская, Ростовская области и другие регионы. Регионы уже провели конкурсные процедуры и заключили контракты на сумму более 600 млн руб., при этом экономия бюджетных средств составила более 65,3 млн руб.
В Ставропольском крае на средства, выделяемые Росавтодором, планируется создать систему контроля соблюдения ПДД и контроля транспорта, мониторинга состояния дороги, дорожной инфраструктуры и метеомониторинга. Она позволит снизить количество аварийно опасных участков, уменьшить количество погибших в ДТП, устранить загруженность дорог. В 2020 году систему спроектируют, в 2021–2022 годах — внедрят. В Кемеровской области в 2020–2023 годах будет строиться единая ИТС для Кемеровской и Новокузнецкой агломераций. Белгородская область начала работать в сфере внедрения ИТС еще в 2017 году, устанавливая камеры фиксации нарушений ПДД и внедряя системы контроля платных парковок. Проект региона по развитию ИТС признан одним из лучших в 2020 году. Объем федеральной поддержки со стороны ФДА составил 80 млн руб.— деньги направят в Центр организации дорожного движения Белгорода, который займется оптимизацией движения, изменением алгоритмов работы светофоров, контролем за соблюдением правил на парковках. В Калининградской области за счет федеральной поддержки в объеме 25 млн руб. планируется установить три автоматизированные системы контроля состояния автодорог. С помощью датчиков, вмонтированных в асфальтобетонное покрытие, измеряется порядка 30 параметров: температура внутри и на поверхности дороги, толщина слоя воды или снега, степень и момент обледенения покрытия. Технология позволит получать краткосрочный метеопрогноз и оперативно провести предварительную обработку того или иного участка дороги. В Ямало-Ненецком автономном округе на территории Салехарда в 2020 году планируется внедрить систему сигнального освещения на 30 пешеходных переходах. Система видит пешехода и транспортное средство, которые приближаются к пешеходному переходу, автоматически включает информационное табло «Пешеход» и прожекторы освещения над проезжей частью дороги.
В случае принятия изменений в правила предоставления и распределения в 2020–2024 годах иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях внедрения интеллектуальных транспортных систем субъекты, не вошедшие в шорт-лист 2020 года, смогут повторно подать заявки на получение федеральной поддержки на 2021 год уже в текущем году. В рамках переформатированного нацпроекта БКАД схема софинансирования региональных ИТС будет сохранена, подчеркнули в Росавтодоре.
Сбрасывай вес
Один из важнейших элементов ИТС — это автоматизированная система весогабаритного контроля (АСВГК), позволяющая обеспечить сохранность дорожного покрытия на максимально длинный срок. Проблема грузового транспорта, передвигающегося со значительным превышением разрешенной массы, обсуждается уже не первый год. По оценкам Минтранса, ежегодный ущерб от проезда тяжеловесных транспортных средств составляет 2,56 трлн руб. В 2019 году было зафиксировано более 1 млн случаев перегруза, с января по август 2020 года — 893,5 тыс. случаев.
АСВГК эффективно борется с нарушителями: взвешивает грузовики автоматически прямо на ходу, что позволяет контролировать трафик в круглосуточном режиме и выявлять перегруз. На подведомственных ФДА трассах уже работает 31 комплекс (в том числе в Крыму, Орловской, Тверской, Псковской областях, Алтайском крае), до конца 2030 года их будет 417. «После оснащения комплексами федеральных трасс мы рассчитываем на то, что будет достигнут совершенно иной уровень культуры грузоперевозок, система обеспечит сохранность дорог, повысится безопасность движения»,— говорит заместитель главы Росавтодора Игорь Костюченко.
Система весогабаритного контроля активно разворачивается и в регионах, но уже без участия прямой федеральной поддержки. В 2018–2020 годах на региональной и межмуниципальной сетях, по данным РосдорНИИ, было установлено 140 пунктов контроля. Шесть пунктов уже установлено в Волгоградской области, в ближайшие годы появится еще пять постов на региональной сети и пять — на федеральной. Автоматический контроль будет организован в Карелии на трассе Крошнозеро—Эссойла. В последнее время дороги в республике активно ремонтируются, рассказывают местные жители, но после проезда лесовозов асфальт снова разбивается, причем так быстро, что дорожные службы даже не успевают нанести разметку. Горожане просят власти организовать более жесткий контроль, уделив особое внимание большегрузам, перевозящим щебень и камень. В Свердловской области на региональных трассах начали работать восемь АСВГК. Прежде чем установить модули, дорожники отремонтировали прилегающие к ним участки дорог, уложили устойчивое к истиранию покрытие, смонтировали опоры для оборудования и освещения. Затем в асфальт были внедрены тензометрические датчики для взвешивания транспортного средства в движении и измерения осевой нагрузки, а также датчики измерения расстояния между осями. До конца года на региональной сети появится еще 42 пункта контроля, до конца 2030 года их будет 598.
Будущее ИТС
Сегодня одна из ключевых задач — увязать существующие системы между собой, чтобы они работали максимально синхронно. «ИТС — это не локальная задача какой-то одной агломерации, это задача для Российской Федерации в целом,— говорит Игорь Костюченко.— Важно, как предложение одного субъекта ляжет в концепт в масштабах всей страны. Поэтому при подготовке таких предложений всегда необходимо думать над приоритетами, думать на перспективу».
Проводить единую государственную политику в области дорожного движения возможно только в условиях централизованного управления, считает директор ГБУ Республики Татарстан «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов. «Вершина современного этапа развития ИТС — единая платформа управления транспортной системой — лишь кажется прерогативой регионов. На самом деле система должна быть сквозной — стандартной, как дороги от границ до границ государства, как экономика — в одних измерениях. Она должна быть построенной на стандартных, связных данных»,— поясняет он. До 2010 года регионы самостоятельно разрабатывали не связанные между собой системы «Умный город», «Безопасный город» и успели накопить арсенал ошибочных, дублирующих друг друга, необоснованно дорогостоящих, а потому неэффективных решений в сфере ИТС, говорит Рифкат Минниханов.
По сути, ИТС в регионах начали внедряться только в 2020 году, пока существуют три крупные системы — в Москве, Казани и Санкт-Петербурге, отмечает проректор МАДИ Султан Жанказиев, но благодаря нацпроекту БКАД в ближайшие годы таких систем станет больше. «Чтобы не возникло неконтролируемого "творчества" и "зоопарка", нужно разработать, во-первых, единые федеральные требования развития ИТС и, во-вторых, требования к интеграции их с другими системами ("Безопасный город" и т. д.),— говорит он.— А вот архитектура систем может быть разной, поскольку каждый город уникален и имеет свои особенности».
Глобальная задача, говорят Рифкат Минниханов и Султан Жанказиев,— принятие федерального закона об интеллектуальных транспортных системах, где будут прописаны полномочия регионов и другие важные для отрасли вещи. «Еще совсем недавно немногие понимали, что такое ИТС, либо понимали, но очень поверхностно и упрощенно,— поясняет господин Жанказиев.— Сейчас появилось много высококлассных специалистов, глубоко разбирающихся в данной тематике. ИТС имеют серьезный потенциал для бизнес-процессов, например для введения отдельных платных полос, по которым можно ехать быстрее остального потока. Одновременно с этим есть очевидный запрос со стороны субъектов федерации, которым не хватает регионального регулирования ИТС».