Госсовет останется без изменений
Профильный комитет рекомендовал отклонить все поправки коммунистов
Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству в пятницу отклонил поправки депутатов от КПРФ к президентскому законопроекту «О Государственном совете». Текст документа ко второму чтению остался без изменений. Коммунисты предлагали, в частности, уточнить в законе, что законопроекты, инициированные Госсоветом, в Думу должен вносить непосредственно глава государства.
Президент внес в Госдуму законопроект о Госсовете, детализирующий соответствующие поправки к Конституции, 14 октября. В первом чтении документ был принят 11 ноября. Документ определяет статус Госсовета как «конституционного государственного органа, формируемого президентом». Помимо прочих полномочий, согласно законопроекту, Госсовет может принимать решения о необходимости принятия новых законов или поправок к уже существующим: если Госсовет принимает такое решение, «проект соответствующего акта вносится в Государственную думу». Формулировка не уточняет, кто именно должен вносить такой законопроект.
Представители фракции КПРФ Юрий Синельщиков и Николай Коломейцев предлагали указать в документе, что законопроект по итогам решения Госсовета должен вносить в Госдуму непосредственно президент. «Сейчас именно такой порядок и существует, и он себя оправдывает. Президент возглавляет Госсовет, и он вносит законопроекты»,— пояснил “Ъ” первый зампред комитета по госстроительству и законодательству Юрий Синельщиков.
Однако комитет эту поправку не одобрил. «В зависимости от ситуации законопроект может внести и президент, и палата Федерального собрания, и правительство. Тематика может быть разной. Если законопроект по экономике, то это ближе правительству. Если вопросы безопасности, то это, скорее всего, президент»,— сказал “Ъ” председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.
Согласно тексту президентского законопроекта, в состав этого органа помимо председателя — главы государства — по должности войдут премьер-министр, спикеры Госдумы и Совета федерации, руководитель администрации президента и главы регионов. Представители партий, имеющих фракции в Госдуме, могут быть включены в состав Госсовета по решению президента, равно как представители местного самоуправления и «иные лица». Коммунисты также предлагали дополнить состав Госсовета руководителями думских фракций «по должности», но и эту поправку комитет рекомендовал отклонить.
Кроме того, депутаты фракции КПРФ считали необходимым ввести запрет для членов Госсовета иметь имущество за рубежом. Такую поправку они предлагают во все конституционные законопроекты, касающиеся ограничений для должностных лиц.
Отказ от этой поправки господин Крашенинников объясняет тем, что после распада СССР у многих остались связи со странами, входившими в его состав, и рушить их подобным запретом было бы несправедливо.
Господин Синельщиков на одном из пленарных заседаний Думы указал на тот факт, что для сотрудников ФСБ такой запрет действует с 1995 года, когда был принят закон «О Федеральной службе безопасности». Но и в этот раз поправку комитет предложил отклонить.
Коммунисты также предлагали ограничить состав президиума Госсовета десятью членами и сделать их ротацию ежегодной. Заседания Госсовета депутаты КПРФ предлагали проводить не реже раза в год и, «как правило, в Московском Кремле». К списку лиц, которых Госсовет может приглашать на заседания, коммунисты считали необходимым добавить представителей Конституционного и Верховного судов. Но и эта поправка была рекомендована комитетом «на отклонение».
Таким образом, законопроект остался неизменным с момента его внесения президентом в Госдуму. Второе чтение ориентировочно пройдет 24 ноября.
Напомним, до внесения поправок в Конституцию Госсовет работал на основании указа Владимира Путина от сентября 2000 года как консультативный орган при президенте, а его деятельность регулировалась утвержденным главой государства положением. В своем послании парламенту 15 января 2020 года господин Путин предложил закрепить статус Госсовета в Конституции, а во внесенных им в Госдуму поправках среди целей этого органа значились «обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти» и «определение основных направлений внутренней и внешней политики РФ».