Елизавета Туктамышева набрала высоту
Она стала победительницей московского этапа Гран-при по фигурному катанию
Сенсационной победой чемпионки мира 2015 года Елизаветы Туктамышевой и не менее сенсационным вылетом из тройки призеров пионерки высокоборотного прыжкового движения среди женщин Александры Трусовой завершилась самая интригующая часть пятого этапа Гран-при. В остальных трех видах — в мужском одиночном, парном катании, а также в танцах также победили лидеры сборной России.
Произвольная программа, с которой сегодня выступали участники домашнего этапа Гран-при, внесла сумятицу в сформировавшуюся накануне после коротких покатов лидирующую тройку. Занимавшая в ней третье место Александра Трусова выступала перед своими двумя главными конкурентками Елизаветой Туктамышевой и Аленой Косторной, бывшими вчера второй и первой соответственно. Судя по тому, что в образе Джульетты воспитанница академии Евгения Плющенко намеревалась исполнить аж четыре прыжка в четыре оборота, то, как и неделю тому назад на этапе Кубка России в Казани, рассчитывала снова победить. Но не вышло. Четыре падения с прыжковых элементов, три из которых были четверными, перечеркнули честолюбивые планы фигуристки. Более того, она и бронзу-то не удержала, откатившись на четвертую позицию, а свое место на пьедестале уступив 18-летней Анастасии Гуляковой — дебютантке из группы Алексея Мишина.
В этой связи вспомнились слова тренера чемпионок-художниц Ирины Винер: «Сошла с пьедестала, ты — никто». А еще вспомнилось, как господин Плющенко, публично назвав свою победившую в Казани воспитанницу королевой, поселил ее в президентский номер.
Сама спортсменка не смогла объяснить происшедшее с ней в Москве, предположив, что за неделю, минувшую с казанского триумфа, прежних высоких кондиций она набрать не успела. Как бы то ни было, вышедшая после Трусовой на лед Елизавета Туктамышева — другая ученица Алексея Мишина, порядком уже подзабывшая вкус крупных побед, самая значительная из которых случилась в ее спортивной биографии на чемпионате мира 2015 года в Шанхае, наоборот, выдала свой лучший прокат, как минимум, в нынешнем сезоне.
Она не стала заявлять четырехоборотный тулуп, который не очень-то получался здесь на тренировках, зато отважилась сразу на два своих коронных тройных акселя в 3,5 оборота и не прогадала. Правда, если первый аксель получился у 23-летней фигуристки идеальным, то на приземлении после второго вылезла небольшая помарка. Зато со всей оставшейся технической частью спортсменка, обычно не могущая похвастаться высокими оценками за компоненты, справилась, можно сказать, на «отлично» и набрала в сумме за два выхода 223,39 балла.
«Давно не выигрывала уже ничего. Прекрасно себя чувствую, сделала все что могла. Я в шоке. Не видела, как Алена Косторная откатала, но такого результата не ожидала»,— сказала победительница журналистам.
Крыть козыри соперницы Алене Косторной, предельно артистичной, но до сих пор так и не восстановившей тройной аксель, было нечем. Ведь вдобавок вылезли и два недокрута в ее тройных прыжках. Она, набравшая в итоге вторую сумму (220,78), призналась, что ждала оценок, соответствующих ее прокату и, естественно, расстроилась. «На что накатала, то и получила,— резюмировала Косторная.— Придется задуматься над тем, что нужно исправлять и нарабатывать. А за Лизу очень рада. Ведь пройдя через все, она снова смогла выиграть».
В мужскую тройку лидеров, сформировавшуюся накануне, произвольная программа внесла, в общем-то, достаточно легко прогнозируемые коррективы. 25-летний Михаил Коляда из Санкт-Петербурга с третьей позиции поднялся в итоге на первую с общей суммой в 281,89 балла. Эта победа стала всего лишь второй на этапах Гран-при в карьере фигуриста.
Хотя его потенциальные способности, будь они раскрыты и, скажем так, доведены до ума, раньше, а не только в нынешнем году, когда он стал тренироваться у Алексея Мишина, позволили бы ему уже давно конкурировать на равных с мировыми грандами уровня двукратного олимпийского чемпиона японца Юдзуру Ханю.
А сегодня Коляда ожидаемо потеснил здесь с первого места на итоговое второе Мориса Квителашвили, представляющего Грузию. А тот в свою очередь сместил на третью ступень пьедестала недавнего петербургского юниора Петра Гуменника, которого тренирует Виктория Дайнеко. Оба призера в отличие от чемпиона падали при исполнении прыжковых элементов.
А Михаил Коляда, удивительным образом отображающий знаменитого танцовщика Рудольфа Нуреева в произвольной миниатюре авторства Ильи Авербуха, исполнил в ней два четверных тулупа, один из которых в каскаде с тройным. Однако ошибки не избежал и он, сделав, можно сказать, свою фирменную бабочку вместо одного из трех тройных акселей. Да, и в каскадах фигуристу с его опытом можно было бы вторые прыжки делать не двойными, а все-таки тройными. При общении с представителями СМИ Михаил Коляда был по обыкновению немногословен, заметив лишь, что после перерыва, связанного с болезнями, возвращаться к тренировочной и соревновательной практике было «тяжело, но очень приятно». Действующий чемпион Европы Дмитрий Алиев остался лишь пятым.
Что касается нынешних чемпионов континента в разделе спортивных пар Александры Бойковой и Дмитрия Козловского, которые из-за ошибок партнерши на выбросах отдали первенство на казанском этапе Кубка России своим одногруппникам по академии Тамары Москвиной Анастасии Мишиной и Александру Галлямову, а вдобавок пропустили вперед Евгению Тарасову—Владимира Морозова, то мириться с этим обстоятельством не в их характере. Отставая от Мишиной—Галлямова после короткого проката, в котором Александра Бойкова, опять, как на заезженной пластинке, застряла все на том же выбросе, они взяли себя в руки и выдали поднявший зал чудесный образчик своей новой произвольной постановки под музыку из фильмов про Джеймса Бонда. Едва закончив выступление, эмоциональный партнер выкрикнул: «Это наше место — в очередь!» (232,56). Естественно, выступавшие следом Мишина—Галлямов, кому явно был адресован только что прозвучавший на весь ледовый дворец призыв, не могли его не слышать, как и шквала аплодисментов в адрес своих главных оппонентов. Одним словом, они дрогнули. Главным недочетом пары, ставшей в итоге второй, стал срыв партнершей в каскаде 3–3 первого тройного сальхова, за которым второго прыжка, естественно, не последовало вовсе. Замкнули тройку сильнейших Аполлинария Панфилова—Дмитрий Рылов.
Среди танцоров на льду «Мегаспорта» два вечера подряд безраздельно властвовали действующие чемпионы Европы Виктория Синицина и Никита Кацалапов.
Наконец-то, они представили целиком свой произвольный танец под условным названием «Майкл Джексон». Напомним, что дуэт тренера Александра Жулина не сумел докатать эту свою новую постановку на втором этапе Кубка России из-за травмы колена у партнерши.
Премьерный прокат в Москве, конечно же, не был идеальным — особенно во второй его части, когда партнерам явно не хватило физики на мощную, по задумке, концовку, а заключительная поддержка потянула на самый низкий — первый — уровень сложности. «На разминке поддержка получилась, зрители ее круто восприняли. Но мы боролись до конца, стараясь держать определенную планку, но с поддержкой — на самом деле топовой — пришлось бороться»,— резюмировали победители, набравшие, тем не менее, сумму гроссмейстерскую — 217,51 балла.
Достаточно сказать, что ближайшие преследователи Тиффани Загорски—Джонатан Гурейро, наоборот, выкатавшие до последнего жеста свою прошлогоднюю произвольную композицию, отстали от победителей на весьма существенную цифру, получив за оба танца 206,91. Впрочем, это обстоятельство учеников Елены Кустаровой и Светланы Алексеевой не слишком огорчило, поскольку на домашних этапах Гран-при они никогда прежде призерами не были. «Мы действительно выложились здесь полностью»,— признались они. Экс-чемпионы мира среди юниоров Анастасия Скопцова и Кирилл Алешин, можно сказать, с хода ворвались в элиту отечественных ледовых танцев, завоевав медали бронзового достоинства.