Сюда он больше не ездок
Российский турист избегает Москвы
Из-за новой волны ограничений в Москве на фоне пандемии россияне меньше стали посещать столицу. Это уже привело к падению за неделю на 22% оборотов гостиниц города, которые с весны находятся в критической ситуации. Туроператоры отмечают, что Москва стала аутсайдером на рынке внутреннего туризма и к началу новогодних каникул конъюнктура, скорее всего, только ухудшится.
На неделе 16–22 ноября оборот московских отелей из категории малого и среднего бизнеса сократился на 22% относительно предыдущей недели (9–15 ноября), операторы индустрии развлечений за аналогичный период потеряли 21%. Такие данные приводятся в исследовании Tinkoff CoronaIndex.
Аналитики банка связывают заметный спад в гостиничной и развлекательной сферах с введением новых ограничений. В Москве с 13 ноября заведения общепита и развлекательные учреждения должны быть закрыты с 23 часов и до шести утра. Театры, кинотеатры и концертные залы могут быть заполнены только на 25%, а работа музеев запрещена. Ограничения продлятся до 15 января.
Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин констатирует, что введение новых ограничений сделало Москву аутсайдером на рынке внутреннего туризма: сейчас турпоток по сравнению с аналогичным периодом 2019 года ниже на 65%.
«Существующие брони на Новый год активно отменяются, и в этом нет ничего удивительного: мало кто хочет приехать в Москву, выпить в номере и уехать обратно»,— рассуждает он. По словам господина Ромашкина, туроператоры стараются предлагать туристам альтернативные варианты: прогулки на теплоходе и обзорные экскурсии, но закрытых музеев это не компенсирует.
Замдиректора направления гостеприимства CBRE Анна Тертычная отмечает, что отрицательную динамику загрузки отели Москвы начали демонстрировать еще в октябре: тогда показатель сократился на 5 п. п, до 42%. В ноябре и декабре, по ее прогнозам, снижение продолжится. Региональный директор Accor в России, Грузии и СНГ Алексис Деларофф тоже заметил снижение загрузки в отелях Москвы, где сейчас этот показатель хуже, чем в регионах. По его словам, дополнительным серьезным ударом для московских отельеров стал массовый отказ компаний от корпоративов.
Особые опасения у участников гостиничного и туристического рынка вызывают длинные выходные в начале января.
Госпожа Тертычная отмечает, что последние два года загрузка московских отелей на новогодние праздники превышала 90%, но в этом году введенные в городе ограничения из-за пандемии приведут к заметному снижению показателя: «В Москву на новогодние праздники приезжают гости из других регионов, они традиционно посещают различные спектакли, музеи и ярмарки».
Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов не сомневается, что гостей на новогодние праздники в этом году будет меньше, чем в прошлом. Но оценить потенциальный поток, по его словам, сейчас сложно из-за очень низкой глубины бронирования.
В целом, по оценкам Tinkoff CoronaIndex, туризм оказался наиболее пострадавшей отраслью в этот кризис.
Для сравнения: в ноябре оборот предприятий общепита снизился на 24,9%. Лучше всего себя чувствуют предприятия, связанные с обслуживанием складов и транспорта: в этой категории в ноябре обороты выросли на 15,6% относительно прошлого года. В e-commerce — на 13,2%, оптовая торговля продуктами получила дополнительно 13%.