Свет российской сборки
GS Group локализует производство светодиодов
Производитель телеприставок для спутникового оператора «Триколор» GS Group запускает производство светодиодов в Калининградской области, инвестируя 300 млн руб. Компания рассчитывает обеспечить до 50% потребностей госсектора в замене старых светильников на диодные. В этом сегменте помимо GS Group работают еще четыре компании, но спрос растет, и через пару лет отечественные светодиоды смогут занять до 25% рынка, прогнозируют эксперты.
Холдинг GS Group запустит корпусирование светодиодов на базе собственного микроэлектронного предприятия GS Nanotech, рассказал “Ъ” руководитель департамента стратегических проектов компании Андрей Мартынов. По его словам, это будет самое масштабное производство светодиодов в стране и максимально возможный уровень локализации. GS Nanotech завершила этап прототипирования светодиодов и в 2021 году планирует выйти на крупносерийное производство — до 145 млн штук в год, инвестируя в него более 300 млн руб.
Ассортимент GS Group будет включать светодиоды в трех типах корпусов, которые составляют более 95% российского рынка светотехники, пояснил господин Мартынов. Потенциальные мощности завода по выпуску светодиодов, по его оценкам, позволяют удовлетворить более 50% потребностей госсектора; компания рассчитывает на сотрудничество с производителями светильников.
GS Group производит цифровые ТВ-приставки для «Триколора» и другую электронику, а в начале этого года объявила, что планирует вложить в диверсификацию бизнеса 25 млрд руб. (см. “Ъ” от 22 января). Головная компания холдинга ОАО «Концерн "Инновационные технологии"» на 90% принадлежит швейцарской General Satellite Group AG и на 9% — президенту компании Андрею Ткаченко (считается бенефициаром «Триколора»), следует из данных «СПАРК-Интерфакс».
Объем российского рынка светодиодного освещения по итогам 2019 года оценивался в 58,9 млрд руб., что составляет чуть больше 1% от объема мирового рынка, и по итогам 2020-го может вырасти до 61,3 млрд руб., следует из данных «Лайтинг Бизнес Консалтинг». Минэнерго оценивает объем госконтрактов, в рамках которых должна проводиться замена традиционных источников света на светодиодные, в 442 млрд руб. в течение десяти лет. По словам собеседника “Ъ”, знакомого с ситуацией, программа по замене светильников на диодные выполнена только на 25–30%, а предпочтение при госзакупках должно отдаваться российской продукции.
В июне 2020 года ужесточились критерии для признания подобной продукции отечественной: с тех пор светильник должен содержать отечественные светодиоды.
Российские производители светодиодов и оборудования на их основе весной жаловались правительству на Китай, который благодаря демпингу продолжил наращивать долю рынка на фоне пандемии (см. “Ъ” от 25 мая). Они просили регуляторной поддержки и интеграции с реестром отечественной радиоэлектроники, что даст преимущества при госзакупках. В Ассоциации производителей светодиодов и систем на их основе (АПСС; объединяет более 30 компаний) “Ъ” рассказали, что создают консорциум, который станет площадкой для согласования интересов всех участников отрасли и позволит ускорить локализацию производства электроники. На рынке уже есть четыре крупных проекта по корпусированию светодиодов, отметила гендиректор АПСС Ольга Грекова.
Корпусирование светодиодов анонсировала компания «Световые технологии» в партнерстве с НПО «РоСАТ», напомнил вице-президент компании Виталий Богданов. По его словам, корпусирование — отнюдь не максимальный уровень локализации производства, но наиболее рациональный для старта.
Серийное производство светодиодов уже запущено на заводах «Клевер» и «Арлайт», отмечает господин Богданов.
«Спрос на решения в этой области будет расти, и уже через два года российские светодиоды займут 20–25% российского рынка»,— оптимистичен он. Корпусированные светодиоды могут применяться для потребительских изделий для общего освещения, и с учетом массовости спроса GS Group может окупить проект за несколько лет, допускает директор технологической практики КПМГ в России и СНГ Сергей Вихарев.