Удаленная занятость стала ближе
Госдума приняла во втором чтении законопроект о дистанционной работе
Госдума в среду одобрила во втором чтении законопроект о правке Трудового кодекса, расширяющий законодательное регулирование удаленного труда. Работодатели смогут переводить работников на такой формат только с их согласия, за исключением чрезвычайных ситуаций, при этом работа из дома не сможет быть основанием для снижения заработка. Кроме того, работодатели получат право увольнять сотрудников, не выходящих на связь без уважительных причин. Эксперты оценивают поправки позитивно, но сами по себе они вряд ли сделают этот обновленный формат работы более популярным — пока «удаленка» вызывает много вопросов как у работников, так и у работодателей.
Работа над одобренными Госдумой во втором чтении поправками к Трудовому кодексу (ТК) началась еще весной этого года. Тогда из-за эпидемии власти настоятельно рекомендовали компаниям перевести сотрудников на работу из дома. Ряд норм об удаленной работе уже содержался в Трудовом кодексе, когда это явление стало массовым, оказалось, что регулирования не хватает. «Работодатели начали обращаться в Роструд за разъяснениями, как поступать с сотрудниками на дистанционной работе в конкретных ситуациях, и оказалось, что законодательство или не регулирует эти вопросы, или излишне требовательно»,— говорит глава управления рынка труда и социального партнерства РСПП Марина Москвина.
Законопроект не только подробнее определяет дистанционную работу, но и дает понятия о ее временной и комбинированной формах.
Первое предполагает временное выполнение трудовой функции работника вне стационарного рабочего места, а второе — совмещение двух форматов труда. Новая редакция ТК также предусматривает, что перевод на «удаленку» происходит по согласию сторон — за исключением чрезвычайных ситуаций. В этих случаях согласие работника не требуется, однако работодатель будет обязан обеспечить его необходимым оборудованием или возместить затраты. Перевод на удаленную работу не может быть основанием для снижения зарплаты.
Одновременно работодатель получит дополнительную причину для увольнения дистанционного сотрудника — если тот в течение двух рабочих дней без уважительной причины не выходит на связь.
Обмен трудовыми документами между работниками и работодателем может происходить любым путем — «очным» и «заочным». При этом заключение и расторжение трудового договора, а также подписание соглашения о материальной ответственности работников должны будут в обязательном порядке заверяться электронной цифровой подписью.
Как отмечает Марина Москвина, хотя в целом законопроект существенно расширяет регулирование дистанционных трудовых отношений, он оставляет и достаточно много решений на откуп работодателям: «Например, возможность установить режим рабочего дня, размер компенсации работнику при использовании его оборудования, формат электронной подписи для ряда документов». По словам председателя исполнительного комитета Конфедерации труда России Игоря Ковальчука, именно вопрос об электронной подписи вызвал споры между работодателями и профсоюзами. «Изначально предлагалось подписывать все документы усиленной электронной подписью, которая стоит денег. Соответственно, мы спорили о том, за чей счет она будет приобретаться»,— говорит он.
Пока сложно оценить, насколько востребованным окажется новое регулирование. Сейчас, по данным Минтруда, из-за эпидемии удаленно работают около 3,7 млн человек, то есть около 5% от всех работников. По оценке Всемирного банка, в перспективе перевести на работу из дома можно было бы до 20% россиян. Пока, впрочем, ни работодатели, ни работники еще до конца не определились со своим отношением к этому формату занятости — как показывают опросы, первых беспокоит снижение производительности, вторых — отсутствие общения с коллегами и необходимость все время быть на связи с начальством.