Промышленные компании теряют краткосрочный оптимизм
Мониторинг конъюнктуры
Ноябрьские оценки Росстатом деловой активности 3,8 тыс. респондентов в промышленных компаниях с учетом сезонности фиксируют стагнацию индекса предпринимательской уверенности в добыче и небольшое его улучшение в обработке, в обоих случаях — в отрицательной зоне (см. график). Напомним, ранее, по состоянию на 17 ноября, опросы Института Гайдара фиксировали в обработке резкий взлет оценок и прогнозов спроса, выпуска, занятости и даже инвестпланов из-за отсутствия жестких ограничений (см. “Ъ” от 18 ноября). Между тем данные Росстата фиксируют заметное ухудшение ожиданий и в обработке (до уровня апреля 2020 года), и в добыче (ниже апрельского уровня) на ближайший квартал: доля тех, кто ждет роста выпуска, падает, а тех, кто ожидает его снижения,— растет.
На этом фоне в ноябре экономическую ситуацию в своей организации в добыче называли благоприятной 10% руководителей, удовлетворительной — 73%, в обработке — 9% и 73% соответственно. Средний уровень загрузки производственных мощностей составил в ноябре в добыче — 65%, в обработке — 62%. Среди факторов, ограничивающих, по мнению руководителей, рост производства, в обоих секторах называют неопределенность экономической ситуации (43% и 55% соответственно) и недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке (31% и 51%).
«Деловая активность подвержена сезонности, и на конец года всегда приходит спад деловой активности. Однако в этом году помимо сезонного ослабления дополнительными факторами стали введение ограничительных мер, отложенный спрос, который был практически полностью реализован во втором квартале, а также негативные тенденции в демографии организаций: к сожалению, многим бизнесам не удалось пережить длительный период экономического спада»,— поясняет Антон Белоглазов из центра социально-экономических исследований ЦСР. Владимир Сальников из ЦМАКП добавляет, что показания индекса Росстата оказались «хуже ранних ожиданий, пришло осознание новых ограничений и с начала осени промышленность фактически перестала восстанавливаться». Впрочем, он уточняет, что ожидания компаний «реактивные и плохо угадывают» предстоящее изменение конъюнктуры.