Искусственно внедренный интеллект
Бизнес затрудняется определить эффективность ИИ-решений
В большинстве крупных российских компаний утверждают, что уже применяют решения на базе искусственного интеллекта (ИИ), но оценить эффект пока не могут, говорится в исследовании TAdviser и «Ростелекома». По их оценкам, теоретически технология может приносить крупному российскому бизнесу около 59 млрд руб. в год в виде экономии и дополнительных доходов. Неоднозначность восприятия ИИ в самих компаниях эксперты объясняют тем, что установка на внедрение часто «насаждается сверху» и исполняется формально. Но при вполне осознанном использовании ИИ оценить реальный эффект может быть затруднительно.
Более 85% крупных организаций в России применяют решения на основе ИИ, показало совместное исследование TAdviser и «Ростелекома» (.pdf), с которым ознакомился “Ъ”. В большинстве случаев под такими решениями подразумеваются виртуальные помощники или чат-боты, а также предиктивная аналитика для персонализации предложений и инструменты для повышения производительности труда. По данным опроса, 93% компаний не сокращали рабочие места при внедрении ИИ-решений.
Авторы исследования опросили 100 крупных организаций — преимущественно компаний из таких сфер, как финансы, телеком, промышленность, ритейл, но также и из госсектора. Методика опроса разработана совместно с экспертами «Ростелекома», ее детали не уточняются.
Продажи готовых решений в сфере ИИ составили около 6 млрд руб. за 2019 год. Их разработкой для продажи занимаются 30% опрошенных компаний.
В то же время респонденты затрудняются точно оценить эффект применения ИИ в работе. В большинстве случаев оценки носят приблизительный характер, говорится в исследовании, и только 18% компаний располагают официальной оценкой эффекта ИИ-проектов, проведенной их внутренними финансовыми службами, а около трети опрошенных в принципе затрудняются с оценкой эффекта. TAdviser оценивает общий эффект от внедрения решений ИИ у компаний-респондентов по итогам 2019 года примерно в 59 млрд руб., включая дополнительный доход и сэкономленные средства. В 2020 году этот уровень, скорее всего, не сократится, говорится в исследовании.
Результаты любого опроса по использованию ИИ в России сегодня будут существенно искажены ровно в той мере, в которой сам термин становится все более широким, в том числе за счет упрощения возможных применений, рассуждает руководитель технологической практики KPMG в России и СНГ Николай Легкодимов. «Во многих российских компаниях есть установка сверху о необходимости внедрить, пусть даже и формально, современные технологии»,— добавляет он, объясняя сложности с оценкой внедрения ИИ.
Подсчитать эффект сложно, но можно, считает управляющий партнер платформы ИИ для бизнеса Gagarin.ai Татьяна Козуб. «Есть методики нормирования труда, когда буквально с таймером сидишь и замеряешь изменение скорости процессов при внедрении ИИ: можно оценивать сокращение количества ошибок пользователей, времени простоя и пр.»,— поясняет она. Проще всего обосновать применение ИИ для клиентских сервисов, рассчитывая повышение объема продаж, добавляет госпожа Козуб.
Любые измерения эффектов сами по себе затратны, указывает аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. «Когда применяются новые подходы в работе на базе ИИ, автоматизируются не только старые, но появляются и новые. Поэтому подсчитать трудно, и экономисты сомневаются, что это в принципе успешно осуществимо»,— отмечает он. Общий же уровень проникновения решений ИИ зависит от того, «готовы ли руководители называть это такими громкими словами», полагает аналитик, поясняя, что для многих организаций заявлять о применении ИИ «считается хорошим тоном».