АЗС заехали на общепит-стоп
Владельцы заправок жалуются на запрет кормить клиентов по ночам
Как выяснил “Ъ”, владельцы независимых АЗС пытаются добиться от властей регионов разрешения на работу кафе при заправках ночью. В частности, обращение было направлено мэру Москвы Сергею Собянину, который запретил работу общепита по ночам. В результате, говорят в Российском топливном союзе, как минимум 300 АЗС в Москве недополучают доход. Юристы считают инициативу союза разумной, особенно с учетом важности ночных кафе на магистральных трассах, но не верят, что ее поддержат.
Российский топливный союз (РТС) обратился к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой разрешить работать кафе на АЗС в ночное время (копия письма есть у “Ъ”). Согласно указу мэра от 10 ноября, заведения общественного питания приостанавливают работу с 23:00 до 6:00 за исключением обслуживания навынос, также запрещены развлекательные мероприятий (о жалобах бизнеса на новые ограничения “Ъ” рассказывал 11 ноября).
В письме глава РТС Евгений Аркуша ссылается на разъяснения Роспотребнадзора от 27 октября, согласно которому «АЗС не является местом массового пребывания людей, так как в здании не находится одновременно более 50 человек». «Обычно на АЗС производится быстрая заправка автомобиля топливом, затем потребитель проходит в здание АЗС, где оплачивает топливо, а также может приобрести товары магазина и продукцию общественного питания в зоне кафе (снеки, кофе и пр.)»,— подчеркивает господин Аркуша.
Запрет на предоставление услуг общественного питания в ночное время на заправках является «избыточным», считает он, уточняя, что «на АЗС не проводятся зрелищно-развлекательные мероприятия».
Евгений Аркуша рассказал “Ъ”, что аналогичные обращения были направлены властям 20 регионов, среди которых ЯНАО, Адыгея, Хакасия, Новосибирская, Курганская, Рязанская области, Пермский край, Республика Алтай. По его словам, некоторые регионы уже разрешили работу кафе на АЗС ночью. По оценке господина Аркуши, в Москве ограничения снижают выручку заправок от услуг общественного питания на 10–15% и касаются как минимум 300 АЗС в столице, которые входят в Московскую топливную ассоциацию.
«Итогов рассмотрения обращения мы не знаем, но инициативу поддержал департамент ЖКХ города Москвы»,— отметил глава РТС. Глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк сообщил “Ъ”, что об инициативе РТС ему неизвестно. В департаментах ЖКХ и торговли не ответили “Ъ”. Также поступила и пресс-секретарь мэра Москвы Гульнара Пенькова.
Потери в выручке от запрета на ночную работу у общепита всех АЗС Московского региона может превышать 15 млн руб. в день, говорит гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, то есть их годовой оборот — примерно 5,47 млрд руб.
«Эти доходы значимы для некоторых АЗС, расположенных в местах активного трафика, например, дальнобойщиков»,— уточняет эксперт.
В пресс-службе сети АЗС «Газпромнефть» заявили “Ъ”, что кафе на заправках компании работают «в соответствии с действующими нормативными актами». Персонал станций работает в масках и перчатках, регулярно проводятся дезинфекция и уборка помещений, для клиентов на АЗС представлен антисептик, а также доступна онлайн-оплата топлива с помощью мобильного приложения сети «Газпром нефти», которое позволяет осуществлять бесконтактную заправку, пояснили в компании.
В «Газпром нефти» отметили, что за десять месяцев продажи горячих напитков на заправках компании в России увеличились на 27%, до 28,5 млн чашек, выручка выросла на 30%, до 3,7 млрд руб., а общая выручка от продажи сопутствующих товаров и услуг — на 11%, до 19,4 млрд руб. Другие нефтекомпании не ответили “Ъ”.
Инициатива РТС логична и целесообразна, считает эксперт юридической группы «Гречкин и партнеры» Дмитрий Повный: в РФ нет четких критериев определения мест массового скопления людей, так как в каждом регионе действуют собственные нормы.
Вместе с тем пункты питания и придорожные кафе при АЗС не рассчитаны на большое количество посадочных мест, между столами имеется социальная дистанция, отмечает господин Повный, и при установке санитайзеров и бесплатной раздаче масок нахождение в таких заведениях будет соответствовать противоэпидемиологическим требованиям. Наступают холода, и зачастую такие заведения при АЗС на междугородних трассах становятся в прямом смысле «островками жизни» для дальнобойщиков и граждан, совершающих длительные ночные переезды, подчеркивает эксперт.
Предписание Роспотребнадзора от 27 октября в разных регионах выполняется с разной степенью строгости, отмечает управляющий партнер юркомпании «Позиция права» Егор Редин. Например, в Санкт-Петербурге кафе, рестораны и бары в ночное время закрываются ровно в 23:00, но администрация города сделала исключение для кафе в аэропорту, на вокзалах и АЗС.
Однако юрист сомневается, что инициатива РТС, несмотря на ее разумность, получит поддержку. Сложно отрицать, что в точках питания на АЗС по ночам редко бывает больше трех-пяти человек на весь торговый зал, говорит юрист. При этом, подчеркивает он, не имеет значения, является ли кафе на АЗС местом массового пребывания населения: с юридической точки зрения значение имеет характер деятельности, а так как кафе оказывают услуги общественного питания, распространение на них постановления Роспотребнадзора и распоряжений местных властей сомнений не вызывает.