Полные танкеры субсидий
Заказы «Роснефти» на «Звезде» могут получить господдержку
Как выяснил “Ъ”, новые субсидии для крупнотоннажного судостроения могут получить прежде всего заказы верфи «Звезда». Речь идет о нефтяных танкерах Aframax, танкерах в арктическом исполнении и арктических нефтетанкерах-челноках — их основным заказчиком выступает «Роснефть». Общий размер субсидии может составить 1,8 млрд руб. в 2021–2023 годах, но Минпромторг еще проводит сбор заявок от компаний. Получить субсидии смогут суда дедвейтом от 25 тыс. тонн, которые будут ходить под флагом РФ.
Как стало известно “Ъ”, Минпромторг подготовил правила предоставления субсидии на строительство крупнотоннажных судов, о которой “Ъ” писал 23 ноября. Речь идет о компенсации двух третей затрат на уплату процентов по банковским кредитам и лизингу. Претендовать на получение субсидии могут заказчики судов дедвейтом от 25 тыс. тонн. Договоры по кредитам и лизингу должны быть заключены в 2018–2023 годах, однако эти сроки могут быть продлены. Выплата субсидии произойдет после того, как судно будет сдано и поставлено под флаг РФ.
Минпромторг оценивает потребность в субсидии на основании запросов заказчиков в 42 млн руб. в 2021 году, 240 млн руб. в 2022 году и 1,5 млрд руб. в 2023 году.
В правилах указано, что на субсидии не могут претендовать те заказчики, которые уже получают бюджетное финансирование на строительство своих судов. Следовательно, крупнейший в РФ заказ на крупнотоннажные суда, размещенный на дальневосточной верфи «Звезда»,— на 15 СПГ-газовозов и три танкеров-продуктовоза — в периметр субсидий не войдет. Государство выделит «Звезде» более 30 млрд руб., чтобы нивелировать разницу в стоимости строительства этих судов по сравнению с Южной Кореей (см. “Ъ” от 12 декабря 2019 года).
Однако «Звезда» строит и другие крупнотоннажные суда (всего более 60 штук), заказчиками которых выступают «Роснефтефлот» и сама «Роснефть», «Совкомфлот», «Газпром». Собеседники “Ъ” не исключали, что субсидия может быть актуальна для строительства флота под проект «Восток Ойл», для которого потребуется порядка 50 нефтяных танкеров-челноков усиленного ледового класса. Так, в Минпромторге сообщили “Ъ”, что заинтересованность в предоставлении субсидии проявлена в отношении строительства серии танкеров класса Aframax дедвейтом 114 тыс. тонн. На «Звезде» строится 12 таких судов для «Роснефтефлота» и «Совкомфлота». Также, отметили в Минпромторге, речь может идти об арктическом танкере-челноке дедвейтом 69 тыс. тонн (заказчик «Роснефтефлот») и серии арктических танкеров-челноков дедвейтом 120 тыс. тонн («Роснефть»).
Сейчас субсидии на уплату процентов по кредитам и лизингу уже действуют по 383-му постановлению. Но с 2020 года Минпромторг решил ограничить стоимость субсидируемых судов 1,5 млрд руб., поскольку прежде один крупный заказчик с дорогим судном мог выбрать фактически все заложенные в бюджете средства на данную меру поддержки.
Вместе с тем собеседники “Ъ” отмечают, что с учетом обозначенных параметров у заказчиков флота дедвейтом 10 тыс. тонн возможность получить эту субсидии отсутствует — они слишком большие для 383-го постановления и слишком маленькие для крупнотоннажного.
Кроме того, некоторые собеседники “Ъ” считают, что в качестве критерия нужно брать не дедвейт (масса полезного груза, перевозимого судном,— топлива, масла, технической и питьевой воды, пассажиров с багажом, экипажа и продовольствия), а водоизмещение (общее количество воды, вытесняемое погруженной в воду частью судна). Так, ледоколы имеют сравнительно небольшой дедвейт и значительное водоизмещение. К примеру, дедвейт самого большого в мире атомного ледокола «Арктика» мощностью 60 МВт лишь порядка 7 тыс. тонн, а водоизмещение — 33,5 тыс. тонн.
Однако глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что использование именно дедвейта как критерия фокусирует господдержку на транспортных судах, тогда как в отношении судов, которые и так строятся на государственные деньги (например, ледоколов), применение такого механизма субсидий выглядит неоднозначным. Разделение по дедвейту на две группы — до 10 тыс. тонн и более 25 тыс. тонн обеспечивает более эффективное использование средств в двух ключевых сегментах: речных судов и судов класс «река—море», а также крупнотоннажного флота. Для рыболовецких судов необходима отдельная программа, полагает аналитик.