Промсвязьбанк взялся за коммерцию
Оборонный банк хочет войти в топ-3 на этом рынке
Входящий в топ-10 Промсвязьбанк (ПСБ) намерен укрепить свои позиции на рынке электронной коммерции. Для этого банк меняет структуру управления в этом блоке, централизуя управляющие функции. Кроме того, банк отказался от сотрудничества с высокорискованными партнерами и намерен расти за счет малого и микробизнеса. По мнению экспертов, задача выполнимая: с учетом момента ПСБ сможет получить около 15% рынка.
Как стало известно “Ъ”, на прошлой неделе Промсвязьбанк покинул руководитель направления e-commerce Равиль Айсин. Связаться с ним “Ъ” не удалось. В пресс-службе Промсвязьбанка подтвердили, что 4 декабря Равиль Айсин покинул пост руководителя управления по развитию электронной коммерции (в сферу его ответственности входил интернет-эквайринг). «В рамках оптимизации оргструктуры банка весь эквайринговый бизнес будет централизован и сосредоточен под управлением Никиты Хомутова, который уже несколько лет успешно возглавляет управление эквайринга ПСБ»,— пояснили в банке.
Промсвязьбанк занимает восьмое место в рейтинге «Интерфакса» по активам и капиталу по итогам третьего квартала; на 100% государственный, имеет статус оборонного банка.
Стратегия развития эквайрингового бизнеса ПСБ предусматривает дальнейшее усиление позиции банка в этой сфере: «Мы рассчитываем в ближайшее время войти в топ-3 игроков по количеству клиентов интернет-эквайринга и довести их до 10 тыс.». ПСБ сконцентрируется на развитии продуктов для клиентов малого, среднего и микробизнеса. «Мы намерены максимально упростить и ускорить процесс подключения интеграции платежного шлюза на сайты клиентов за счет автоматизации — это позволит сократить всю процедуру с семи-десяти до двух-трех дней,— пояснили в банке.— Кроме того, ПСБ расширит продуктовую линейку за счет создания решений с более простым и удобным подключением и тарифами, которые будут динамически меняться в зависимости от торгового оборота за прошлый месяц».
По оценкам экспертов, это посильная задача. «Еще 22 апреля ПСБ рапортовал о 30-процентном росте оборота эквайринга, и это за первые три-четыре недели. Думаю, что дальше тоже был лавинообразный рост оборотов, что послужило причиной для реформирования соответствующих подразделений банка»,— отмечает главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов.
По мнению господина Антонова, ПСБ делает правильную ставку на развитие e-commerce. По экспертным оценкам, по итогам 2020 года в России оборот рынка e-commerce составит 3,2 трлн руб. против 1,8 трлн годом ранее. Лидеры рынка — Сбербанк и Тинькофф-банк. «ПСБ имеет примерный совокупный оборот в 120 млрд руб. в год, то есть около 5–6% рынка,— говорит основатель "Хронопэй" Павел Врублевский.— Думаю, есть все шансы забрать и 15% рынка, поскольку технологически банк очень хорошо подкован». В этом отношении он твердо входит в тройку наиболее удобных банков для работы с e-commerce наряду с «Открытием» и «Русским стандартом».
При этом господин Врублевский считает, что уход Равиля Айсина — потеря для банка. «Это сильный специалист в электронной коммерции, возможно, он просто выгорел на работе,— говорит он.— Подчас банкиры попадают в сложную ситуацию, когда руководство требует результатов, а агрегаторы платежей не доводят до банков истинное положение дел. Так, за последний квартал ПСБ провел значительную чистку в рядах партнеров в эквайринге электронной коммерции. Насколько мне известно, банк отключил ряд агрегаторов, специализирующихся на высокорискованных трансакциях — в частности, РНКО РИБ, "Касса.com", "Мобиденьги", банки ВРБ, "Финтех" и др.». В ПСБ не стали комментировать взаимоотношения с конкретными компаниями. «В рамках осуществления комплаенс-контроля ПСБ в постоянном режиме проводит мониторинг контрагентов, партнеров и клиентов. В случае несоответствия компании требованиям наших риск-политик мы прекращаем с ней сотрудничество»,— пояснили там.