Блеф на месте
Урегулировать конфликт в Донбассе стало сложнее, чем год назад
Спустя год после первой и пока единственной встречи Владимира Путина и Владимира Зеленского можно констатировать — попытка найти компромисс по Донбассу провалилась. Это в беседе с “Ъ” признают и переговорщики. В российском МИДе убеждены, что по-настоящему к миру не стремятся ни в Киеве, ни в западных столицах. Украинская сторона вину возлагает на неуступчивую Россию. Впрочем, если исходить из того, что задача руководства Украины состояла в том, чтобы ни в коем случае не выполнять политическую часть минских соглашений, то Киев своего добился и теперь планирует санкционное наступление на Москву.
Встреча президентов России и Украины, состоявшаяся 9 декабря 2019 года в Париже в рамках саммита в «нормандском формате» (Германия, Россия, Украина, Франция), породила определенные ожидания по поводу будущего Донбасса. Все же Владимир Путин впервые встречался с украинским лидером, который заявлял о готовности пойти на самые непопулярные решения ради достижения мира на востоке Украины. Фразу «не мы начали эту войну, но нам ее заканчивать» Владимир Зеленский произносил и будучи кандидатом на пост президента, и после того, как возглавил страну.
Проведение саммита «нормандской четверки» было в 2019 году одной из основных задач команды господина Зеленского. И она была решена. Но сразу после переговоров, за которыми тогда следил если не весь мир, то точно вся Европа, стало ясно одно: новая украинская власть не намерена выполнять минские соглашения в том виде, в котором их сформулировали при президенте Петре Порошенко.
На совместной пресс-конференции лидеров Германии, России, Украины и Франции президент Зеленский отрезал: украинскую конституцию никто менять не будет. То есть он отказался от выполнения одного из ключевых пунктов Комплекса мер по выполнению минских соглашений, который предусматривает проведение Украиной конституционной реформы и закрепления в основном законе страны особого статуса для Отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО — охватывают территории неподконтрольных Киеву ДНР и ЛНР).
В Париже стало ясно, что Украина взяла курс на подтачивание минских соглашений. С тех она уверенно им следует.
Год великого пересмотра
«В очередной тупик зашли. Бег по замкнутому кругу»,— описывает прошедший после саммита в Париже переговорный год собеседник “Ъ” в МИД РФ. Вину он возлагает на Киев, у которого нет желания выполнять минские соглашения. «Вместо работы — отговорки. Была бы политическая воля — было бы движение вперед. Судя по всему, воли нет, и, очевидно, партнерам Киева за рубежом тоже неинтересно, чтобы на Украине наступил мир. Нет заказа на мир»,— говорит он.
На саммите в Париже был утвержден список шагов, которые должны были приблизить урегулирование конфликта в Донбассе. Полное прекращения огня, причем до конца 2019 года, проведение сторонами конфликта обмена пленными по формуле «всех на всех», разминирование и решение других вопросов безопасности. В разделе, касающемся политической части процесса, говорилось о том, что «нормандцы» заинтересованы в согласовании «всех правовых аспектов особого порядка местного самоуправления — особого статуса Отдельных районов Донецкой и Луганской областей — как указано в Комплексе мер по выполнению минских соглашений».
По состоянию на сегодня из этого перечня мало что выполнено.
Даже достигнутое в июле этого года перемирие, за нарушение которого предусмотрены санкции, не привело к тому, чтобы в Донбассе установился режим тишины. Ежедневные отчеты специальной мониторинговой миссии ОБСЕ из зоны конфликта подтверждают: там все еще стреляют. Реже, чем раньше, но тишиной это не назовешь.
У пресс-секретаря президента Украины Юлии Мендель другая точка зрения. «В целом за год Украина выполнила все условия, предусмотренные встречей в нормандском формате»,— заявила она 8 декабря. И заочно ответила критикам в Москве: «Можно было сделать больше и быстрее, если бы ситуация зависела исключительно от украинской стороны».
Обвинения в адрес друг друга — это константа российско-украинской дискуссии по Донбассу. Но в уходящем году в этих отношениях появилось еще одно постоянное явление: Киев настойчиво повторяет, что минские соглашения в их нынешнем виде выполнить невозможно. И упорно предлагает пересмотреть документ.
Глава киевского Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко уверен, что на основе действующих договоренностей конфликт не решить. «Найти 300 голосов в парламенте за особый статус (для ОРДЛО.— “Ъ”), даже если бы Зеленский этого захотел, невозможно,— сказал эксперт “Ъ”.— Это политические реалии Украины. Еще одна реалия — Зеленский понимает, что любой компромисс, который не примет общество, вызовет кризис». Поэтому политическую часть Минска реализовать в существующем виде невозможно, резюмирует господин Фесенко.
Имитация бурного урегулирования
Несмотря на тупик по ключевому вопросу — о статусе Донбасса,— переговоры продолжаются и на уровне Трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины, и на уровне советников лидеров «нормандской четверки».
Курирующий украинское направление замглавы кремлевской администрации Дмитрий Козак часто общается с главой офиса президента Украины Андреем Ермаком и коллегами из Германии и Франции. «Интенсивные контакты на всех площадках,— говорит близкий к господину Козаку собеседник “Ъ”.— Нет ничего такого, чем можно гордиться, но работа идет». В разговоре с “Ъ” он ожидаемо подтвердил, что нового саммита «нормандцев» ждать не нужно: «Никакого саммита в ближайшее время. Не комильфо собирать первых лиц, не выполнив принципиально ни одного решения предыдущего саммита. Нечего собираться повторно с той же повесткой, с невыполнением того, под чем подписались».
В Киеве, который за год ни на миллиметр не сдвинулся в ключевом вопросе особого статуса для Донбасса, тем временем готовят новое наступление на Москву.
Глава украинской делегации в Трехсторонней контактной группе Леонид Кравчук уже объявил, что в начале будущего года Совбез страны утвердит некий план Б по Донбассу, не уточнив, что это может быть. Господин Кравчук также пообещал, что в отсутствие прогресса в урегулировании Украина будет настаивать на новых санкциях в отношении РФ. В частности, он высказался за отключение России от системы SWIFT.
Владимир Фесенко полагает, что от анонсированного «плана Б» не стоит ждать сенсаций. «Может быть, что-то придумают — красивый вариант с красивым названием»,— считает он. По словам господина Фесенко, реальными являются два варианта развития событий: «Либо сохраняется перемирие и будет движение к замораживанию конфликта, либо будет предпринята попытка договориться (с Москвой.— “Ъ”). Еще может быть попытка обновления минских соглашений через некую "дорожную карту". Но тут нужен вариант посредников. Если они предложат, то в этом может быть выход».