В Совете Европы призвали Россию усилить расследование исчезновений людей на Кавказе

Комитет министров Совета Европы (СЕ) проанализировал меры, которые российские власти приняли по жалобам в Европейский совет по правам человека (ЕСПЧ) на исчезновения людей в ходе контртеррористических операций на Северном Кавказе в 1999–2006 годах (группа дел «Хашиев и Акаева против России»). Первое постановление ЕСПЧ вынес в пользу родственников пропавших без вести в 2005 году. Согласно жалобе заявителей, их родственники подверглись пыткам и были убиты. Суд в Страсбурге счел неустановленным факт применения пыток, но посчитал, что российское расследование по делу было недостаточно эффективным. Далее ЕСПЧ выносил аналогичные решения по таким жалобам каждый год. Всего заявители сообщали примерно о 500 случаях.

Комитет министров отметил, что по всем этим случаям нет результатов расследования, судьба пропавших не установлена, тела не найдены. Комитет министров СЕ заявил о необходимости неотложных мер, «так как родственники пропавших продолжают испытывать страдания из-за мучительной неопределенности относительно судьбы членов их семей», «а в обязанности государства входит отчет об их судьбе, включая местонахождение могил». При этом Комитет министров СЕ «принял к сведению», что российские власти стремились к «укреплению межведомственного сотрудничества, проводили различные встречи на федеральном и региональном уровнях», собрали генетические данные пропавших, создали горячую линию для свидетелей, что позволяет передавать информацию анонимно и конфиденциально.

Тем не менее европейцы обеспокоены «некоторыми сообщениями НКО о том, что пострадавшие сталкиваются с трудностями при попытках получить доступ к материалам расследования», и призвал российские власти обеспечить родственникам доступ к материалам дел. Также Комитет министров СЕ призвал российские власти рассмотреть вопрос о создании единого национального органа, ответственного за установление судьбы пропавших. «На мой взгляд, это полезная рекомендация, так как из-за вероятной причастности силовых структур к преступлениям отдельным следователям сложно проводить расследования этих событий,— прокомментировала ситуацию юрист правозащитного центра "Мемориал" Татьяна Черникова.— Тут требуется политическая воля государства установить судьбу пропавших и осудить эти деяния, которая может быть реализована через работу отдельного государственного органа со специальным мандатом в этом направлении».

Валерия Мишина

Вся лента