Силовикам предложено расследовать происхождение активов
Генпрокуратура требует усилить борьбу с коррупцией в России и за ее пределами
В среду под председательством генпрокурора Игоря Краснова прошло координационное совещание руководителей правоохранительных органов, посвященное противодействию коррупции. Было предложено наделить следователей полномочиями по неотложному аресту имущества коррупционеров, не только подлежащего конфискации, но и для обеспечения исполнения приговоров в части гражданских исков и взыскания штрафов. Под конфискацию подпадут активы коррупционеров, скрывающихся за границей и избежавших обвинительных приговоров.
Отметив улучшение качества следствия, в том числе сокращение уголовных дел, возвращенных прокурорами для дополнительного расследования, а также судами для устранения препятствий к их рассмотрению, Игорь Краснов рассказал о проблемах, которые еще предстоит решить правоохранительным органам.
«Не изжита практика позднего выявления преступлений (коррупционной направленности.— “Ъ”), что затрудняет установление всех обстоятельств преступных деяний, приводит к утрате доказательств и, как следствие, прекращению уголовных дел по реабилитирующим основаниям, созданию благоприятных условий для легализации преступных доходов»,— отметил генпрокурор Краснов.
- По словам господина Краснова, не в полной мере используются и возможности по обнаружению, изъятию и обращению в казну незаконно нажитых активов коррупционеров, в том числе выведенных за границу. В 2019 году размер арестованного и изъятого имущества уменьшился почти вдвое, в этом году ситуация, полагает генпрокурор, меняется, однако темпы все-равно недостаточны.
- Требует усиления работа прокуроров, надзирающих за расследованием уголовных дел коррупционной направленности, по поискам имущества, скрытого обвиняемыми, и его арестам.
- Службе судебных приставов, считает Игорь Краснов, никак не удается достичь приемлемого уровня исполнения судебных решений, в том числе по делам об обращении конфискованных активов в доход государства.
- «Взыскиваемость» активов остается в целом невысокой, а штрафов по приговорам за коррупционные преступления и вовсе удается получить порядка 2%.
В ходе заседания генпрокурор — а ведомство, напомним, координирует противодействие коррупции со стороны всех правоохранительных органов — обозначил и другие проблемы, связанные с расследованием преступлений, в том числе о мелком взяточничестве, назначением судебных штрафов вместо реальных сроков и проч.
В целом же было отмечено, что благодаря координирующей роли Генпрокуратуры в последнее время правоохранительными органами усилена работа по пресечению коррупционных деяний, привлечению к ответственности виновных в них лиц, предотвращению ущерба от коррупции и ее профилактике. Удалось добиться того, чтобы правоохранители сосредоточились на выявлении наиболее серьезного проявления коррупции — получения взяток, особенно в крупном и особо крупном размерах.
Подводя итоги, господин Краснов подчеркнул, что проблем в рассматриваемой сфере еще предостаточно.
При этом он более подробно остановился на тех, которые требуют законодательного разрешения. Так, Игорь Краснов поддержал предложение проработать вопрос о наделении следователей полномочиями по неотложному аресту имущества коррупционеров, не только подлежащего конфискации, но и для обеспечения исполнения приговоров в части гражданских исков, взыскания штрафов и иных имущественных санкций. По данным “Ъ”, предлагается использовать ту же схему, что и с получением санкций на обыск. Суды рассматривают соответствующие обращения следствия, как правило, без участия других сторон, а в дальнейшем в случае несогласия они могут обжаловать судебные решения.
При этом, как сообщил глава надзорного ведомства, следует «предусмотреть также возможность ареста имущества, которое хотя и не было получено в результате преступной деятельности, но отчуждено третьим лицам с целью его сокрытия и уклонения от возмещения ущерба».
Также Игорь Краснов напомнил о том, что в Генпрокуратуре подготовлен законопроект, предусматривающий в том числе установление в качестве дополнительных квалифицирующих признаков мелкого взяточничества его организованные формы, получение такой взятки, сопряженное с вымогательством.
«Освобождение коррупционеров, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, от наказания с назначением им судебного штрафа не влечет для них судимости, не образует рецидива, что в дальнейшем дает возможность таким лицам претендовать на должности государственной и муниципальной службы»,— обратился к присутствующим генпрокурор. «Считаю важным проанализировать данную ситуацию, по ее результатам проработать вопрос о внесении изменений в законодательство, ограничивающих применение данной меры уголовно-правового характера для коррупционеров»,— предложил глава надзорного ведомства.
Кроме того, он отметил, что выявляются факты направления в суды дел с ходатайствами о применении судебных штрафов при отсутствии доказательств, с заниженной квалификацией содеянного и другими грубыми нарушениями закона.
«Нам необходимо усилить работу и по противодействию проявлениям коррупции в собственных рядах»,— подчеркнул Игорь Краснов.
По итогам совещания руководителям правоохранительных органов в том числе рекомендовали обращать «особое внимание» на факты аффилированности должностных лиц с хозяйствующими субъектами, оказание им преференций в ущерб законным интересам общества и государства, принятие управленческих решений в условиях конфликта интересов, продолжить мероприятия по предупреждению и выявлению нарушений при реализации национальных и крупных инфраструктурных проектов. Приоритетным же направлением в работе для силовиков должно стать возмещение ущерба от коррупционных преступлений, особенно совершенных в крупном и особо крупном размерах, а также розыск и последующий арест имущества и других активов коррупционеров, на которые можно обратить взыскания, в том числе за границей. Более того, может быть введен новый вид производства — «расследование в отношении активов», позволяющий принимать меры по обеспечению обращения в доход государства имущества коррупционеров и возмещения за счет его ущерба после вынесения судом приговоров, а также конфискации преступных активов в случаях, когда осуждение лица невозможно.