Квалификация не сошлась с рабочим местом
Мониторинг рынка труда
Из-за «квалификационной ямы» в 2020 году мировая экономика может потерять до 10% ВВП, а к 2025 году ее потери из-за нереализованного ВВП составят $18 трлн., отмечают аналитики BCG в отчете «Как смягчить несоответствие трудовых навыков современным требованиям». В нем представилен новый инструмент для оценки этого явления — индекс FSA. Он основан на 59 индикаторах рынка труда и рассчитан для 75 стран, в которых в совокупности проживает 79% населения планеты.
До эпидемии коронавируса каждый третий работник в странах ОЭСР был занят на позиции, не соответствующей его квалификации,— а пандемия только увеличила этот разрыв. Сейчас, по оценкам BCG, число тех, чья квалификация не соответствует работе, по всему миру оценивается в 1,3 млрд человек. Пятерку стран, где влияние этого минимально, по данным нового индекса BCG, возглавляют Нидерланды, где доля рабочей силы с недостаточной или слишком высокой квалификацией составляет 37,7%, за ними следуют США, Швейцария, Сингапур и Австралия. Россия занимает 52-е место — между Болгарией и Мексикой, с одной стороны (50-е и 51-е места) — и Грецией и Казахстаном (53-е и 54-е места), с другой. В РФ доля рабочей силы, не соответствующей рабочим местам, достигает 45%. Как отмечают авторы рейтинга, это означает, что многие работники недостаточно реализуют себя на работе — а государство или работодатели либо недополучают в производительности труда, либо переплачивают за обучение невостребованным компетенциям. При этом в стране сравнительно низкая безработица и высокий уровень «трудовой бедности» из-за низкой социальной и профессиональной мобильности работников. Так, РФ занимает 81-е место в международном индексе социальной мобильности и 106-е — географической. С другой стороны, россияне любят учиться — и это еще один позитивный фактор, в «образование в течение всей жизни» вовлечено более 15% граждан, а рост образовательного онлайн-сегмента составляет почти 18% в год. Активная политика в области занятости, как подсчитали в BCG, может добавить России не менее 1% ВВП ежегодно. Для этого необходимы как минимум создание цифровых платформ для переобучения и онлайн-образования и экономическое стимулирование повышения квалификации.