Сбербанк опасается роста ставок из-за запуска цифрового рубля
Сбербанк считает, что предложенные Центробанком модели запуска цифрового рубля несут риск роста ставок на фоне оттока ликвидности из банковского сектора.Банк прогнозирует, что за три года около 2–4 трлн руб. будут переведены в цифровой рубль.
ЦБ рассматривает две модели введения цифрового рубля. В первой модели регулятор открывает и ведет кошельки клиентов на платформе цифровой валюты ЦБ. Банки и другие финорганизации выступают лишь в качестве посредников, инициируя «открытие кошельков клиентов и осуществление по ним расчетов». Во второй модели ЦБ открывает кошелек банку, а тот уже открывает кошелек клиенту (не уточняя, где находится кошелек — в самом банке или ЦБ).
«Мы считаем, что обсуждаемые сейчас модели развития цифровой валюты имеют ряд серьезных недостатков и ограничивают в том числе деятельность коммерческих банков. Соответственно, наша озабоченность как финансового института состоит в том, что ликвидность при появлении цифрового рубля в соответствии с предложенными моделями перейдет в Банк России»,— сообщил зампред правления Сбербанка Анатолий Попов на пресс-конференции (цитата по «Интерфаксу»).
Сейчас, по словам господина Попова, ликвидность в банковском секторе находится в балансе. «Давайте представим, по нашим прогнозам, спустя три года после запуска цифрового рубля мы увидим, порядка 2–4 трлн руб. будут переведены в цифровой рубль, соответственно, эти же средства перестанут быть доступными для кредитования, что в конечном итоге приведет к дефициту ликвидности и как следствие к росту ставок»,— добавил он.
Банк России начал дискуссию о необходимости введения в России цифрового рубля в октябре. В ЦБ рассчитывают, что, если банки будут только посредниками в работе с цифровым рублем, это пойдет на пользу конкуренции. Участники рынка настроены скептически. Российская ассоциация криптовалют и блокчейна предостерегла ЦБ, что выбранные регулятором модели цифрового рубля могут привести к возврату к советской финансовой модели, когда все расчеты вел Госбанк СССР.
Подробнее об этом — в материале “Ъ” «Цифровой рубль вне конкуренции».