Снос кафе доехал до Приэльбрусья
Балкарские предприниматели зовут на помощь Владимира Путина
Предприниматели Эльбрусского района Кабардино-Балкарии, входящего в состав особой экономической зоны «Приэльбрусье», записали обращение к Владимиру Путину с просьбой не лишать местное население возможности зарабатывать на жизнь. Люди опасаются, что могут потерять свой бизнес из-за планов АО «Курорты Северного Кавказа» (КСК) по благоустройству Приэльбрусья. Более 100 собственников небольших кафе, пунктов проката и мини-отелей в последние дни уже получили предписания о сносе построенных ими зданий. В АО КСК заявили, что не имеют отношения к происходящему, так как контролируют только объекты инженерной инфраструктуры горного курорта. В Национальном парке Приэльбрусье и администрации Эльбрусского района ситуацию не комментируют. Местная полиция предупредила участников записи и их родственников о недопустимости «несанкционированных митингов».
Обращение предпринимателей Эльбрусского района направлено на сайт «Москва — Путину», где собираются вопросы пользователей к предстоящей большой пресс-конференции президента. Его авторы заявляют, что жители района не имели возможности принять участие в приватизации. В результате в поисках возможностей заработка они иногда «по договорам, не приведшим потом к юридическому оформлению», иногда «по устным договоренностям» «построили на свои средства объекты курорта, которые давали местному населению сотни рабочих мест». Теперь эти объекты требуют снести «в интересах крупного капитала». «Мы не хотим лишиться своего имущества, которое кормит наши семьи… и хотим участвовать в положительных экономических процессах на благо страны»,— заявляют авторы обращения к президенту.
Поводом для обращения стало массовое вручение местным предпринимателям уведомлений с требованием о сносе построек, часть которых существует не одно десятилетие.
«Мы получили разрешение на строительство еще в 1999 году,— рассказал “Ъ” Магомет Узденов.— Наш участок поставлен на кадастровый учет и был передан нам в собственность. Но в 2002 году суд признал это постановление незаконным, а построенное кафе самовольной постройкой».
Позже при уточнении границ нацпарка выяснилось, что участок господина Узденова находится на территории ОАО «Эльбрустурист», которое, по его словам, не возражало против нахождения там уже построенного кафе. «В 2007 году районная прокуратура снова потребовала признать все построенное незаконным и снести, но суды, вплоть до Верховного суда КБР, встали на нашу сторону. Тогда же я подал документы в территориальное отделение Росимущества, которое с 2007 года оформляло договоры аренды земли в нацпарке»,— рассказал Магомет Узденов.
По его словам, теперь ситуация изменилась, земли переданы в ОЭЗ «Приэльбрусье», а распоряжается ими АО «Курорты Северного Кавказа» (компания создана в 2010 году в целях развития туристического кластера в регионе). «От них зависит, будет ли договор аренды. Но пока мы получаем очередные предписания о сносе. Нас объявляют самостроем, а документы, кадастровые планы, прежние решения судов теперь ничего не значат»,— жалуется господин Узденов.
С 2013 года в судах дело о сносе кафе Зульфии Жашаевой: «Мы территориально были на земле сельского поселения, но местная администрация отказалась выделить участок, и мы построились выше». По словам госпожи Жашаевой, в иске о сносе прокуратура указывала, что строение находится в лавиноопасной зоне, и ей пришлось оплатить экспертизу, которая установила, что ни лавины, ни сели участку не угрожают. Хозяйка кафе говорит, что оно является единственным источником ее дохода, на иждивении у нее трое детей, и заплатить 2,6 млн руб. за снос, как этого требуют власти, она не в состоянии.
«Неужели вы думаете, что кто-то здесь самовольно что-то строил? — спрашивает хозяйка еще одного кафе Земфира Кадырова, сетуя, что многие предприниматели строились и вкладывали деньги, исходя из устных соглашений с чиновниками.— Приходили на место, показывали, где можно что-то ставить, как мне. Я в 2016 году пришла в нацпарк, мне показали именно это место, дали проект договора на руки, сказали, где я должна топографическую съемку сделать. Я за нее тогда 10 тыс. руб. заплатила. Сказали: стройся. А потом договор не подписали. И теперь требуют через суд снести мое кафе!»
Земельный вопрос в Приэльбрусье не решается с конца 1990-х годов, когда предпринимателям были розданы в собственность первые участки под строительство.
При этом полномасштабная приватизация земли в КБР не проводилась, в том числе потому, что власти опасались межэтнических споров при межевании участков. Определение границ муниципалитетов действительно не раз становилось причиной трений между кабардинцами, которые в КБР составляют 57% населения, и балкарцами (12%). В предгорных районах, представляющих интерес с точки зрения рекреационного потенциала, проживают преимущественно балкарцы.
По требованию прокуратуры решения о передаче участков в собственность в 2002 году были признаны незаконными. Не устроили прокуратуру и договоры о долгосрочной аренде на 49 лет, как ранее сообщал “Ъ”, надзорное ведомство потребовало уменьшить сроки.
Ситуация осложнялась тем, что большая часть земель, на которых шло строительство мини-отелей, кафе и магазинов, относились к территории Национального парка Приэльбрусье с соответствующим правовым режимом. Как пояснил “Ъ” бывший сотрудник нацпарка Хасан Гулиев, у ООПТ также не было четких границ: межевание и постановка на кадастровый учет земельных участков нацпарка были остановлены в 1990-е годы, и фактически уточнение его границ началось только в 2019 году: дирекция парка объявила тендер на эти работы.
«Все это время здесь была страшная неразбериха,— говорит господин Гулиев.— Никто толком сейчас не понимает, какие участки были "вырваны" из состава охраняемой территории, какие земли нацпарка оказались землями населенных пунктов, и наоборот, какие населенные пункты вдруг стали территорией нацпарка. По документам местных администраций выходит, что с 25 до 10 соток уменьшились даже личные огороды, которые нарезались еще в 1960-х годах».
В администрации ФБГУ «Национальный парк Приэльбрусье» ситуацию сейчас не комментируют. Воздерживаются от комментариев и в районной администрации Эльбрусского района. Пока на обращение местных жителей отреагировали только в МВД по КБР. Всем, кто поддержал это обращение, а также их родственникам и друзьям было выдано предупреждение о незаконности участия в несанкционированных митингах.
В пресс-службе АО КСК “Ъ” заверили, что не имеют отношения к земельным спорам в КБР, так как компания имеет на балансе только инженерную инфраструктуру курорта, и прежде всего канатные дороги. Правда, на сайте закупок от 17 ноября 2020 года размещено извещение о проведении открытого конкурса на разработку проектной документации по благоустройству центральной части поляны Азау в Приэльбрусье, где в основном и находятся объекты местных предпринимателей, объявленные самостроем.
Проект планировки этой территории утвержден правительством КБР еще осенью 2017 года, он предполагает, в частности, обустройство туристической деревни «Поляна Азау» с объектами капстроительства не выше девяти этажей. Эта же позиция включена в утвержденный республиканским правительством в июле 2020 года проект перспективного плана развития туристско-рекреационной ОЭЗ на период до 2030 года. Вице-премьер российского правительства Юрий Трутнев в сентябре 2020 года после поездки в Приэльбрусье в интервью «РИА Новости» выразил недоумение в связи со стихийной застройкой поселков в курортной зоне, но отметил, что необходимо найти «достаточно мягкое решение проблемы» — не «просто пройтись бульдозером, а предоставить людям какие-то другие участки», где строительство было бы законным. По мнению господина Трутнева, правительство могло бы в этом случае найти средства для льготных займов, но такое решение «нужно обсуждать с председателем правительства Михаилом Мишустиным».