Удостоверение многоличности
В России вышли фильм и книга о Дэвиде Боуи
В российский прокат вышел фильм «Дэвид Боуи. Человек со звезды» Гэбриела Рэнджа. Борис Барабанов считает, что посмотреть байопик музыканта стоит, даже несмотря на то что в ленте нет его музыки, а заодно стоит прочесть книгу Уилла Брукера «Почему Боуи важен», которая только что вышла на русском языке.
Фото: Film Constellation
Отсутствие разрешения наследников Дэвида Боуи на использование его песен лишило фильм Гэбриела Рэнджа масштабных концертных номеров, которые составили существенную часть успеха «Богемской рапсодии» и «Рокетмэна». Полноценный музыкальный байопик задумывался как продолжение тренда — Дэвид Боуи не уступает по части легендарности Фредди Меркьюри и Элтону Джону. Однако отсутствие взаимопонимания с родственниками Боуи только добавило азарта съемочной группе. Разместив в начале фильма предупреждение «Все, что вы увидите, (в основном) выдумка», создатели ленты даже не изменили имен прототипов.
В «Человеке со звезды» по Америке едет еще Дэвид Джонс, он уже использует псевдоним, но еще не состоялся как феномен, не стал Дэвидом Боуи-суперзвездой. Он все еще в поиске своей идентичности. Его гнетет семейное проклятие: его брат, как и сестры его матери, страдает психическим заболеванием, и Джонс ищет в своей собственной жизни следы «дурной крови». А циничный и неудачливый менеджер Рон Оберман, нанятый, чтобы сделать из Джонса американскую звезду, оказывается единственным, кто верит в Боуи и вселяет в него надежду.
Лишившись опоры в виде песен Дэвида Боуи, авторы фильма пустились во все тяжкие, предложив зрителю сразу несколько версий формирования личности героя: наследственную шизофрению, превратности музыкальной индустрии, отношения героя с женой Энджи.
Только разобравшись со всеми этими вызовами, Дэвид Боуи становится самим собой и находит свой самый знаменитый образ — Зигги Стардаста.
Исполнителю главной роли Джонни Флинну требовалось сыграть героя во всех состояниях и при этом не разочаровать поклонников Дэвида Боуи, которые заранее были настроены по отношению к фильму скептически. Говорить о портретном сходстве тут не приходится — добиться его вряд ли кому-либо под силу. Боуи был человеком с множеством лиц и остался загадкой до самой смерти. Музыкант много играл в кино, однако единственным экранным Боуи до выхода «Человека со звезды» был Джонатан Рис Майерс в «Бархатной золотой жиле» Тодда Хейнса, но и это был, по сути, собирательный образ. Так что у Флинна была определенная свобода, и он со своим персонажем, скорее, справился.
Сложнее было справиться с музыкальными задачами, и здесь опыт Флинна, на счету которого пять студийных альбомов и много музыки для кино и телевидения, пришелся очень кстати. Для создания оригинальных музыкальных тем (в соавторстве с канадским композитором Анной Никитиной) и записи вокала ему не потребовалось осваивать новую профессию. Вся та часть «Человека со звезды», которая решена в жанре роуд-муви, выглядит достаточно убедительно, и только когда Гэбриел Рэндж погружает нас в глубины психиатрии, фильм, что называется, сходит с рельсов.
Версию о том, что истоки болезненного таланта Дэвида Боуи стоит искать в безумии его брата Терри и в целом в дурной наследственности, режиссер охотно взял на вооружение.
Однако профессор культурологии Уилл Брукер в только что вышедшей в России книге «Почему Боуи важен» обращает внимание читателей на то, что сестра музыканта в недавнем интервью кинодокументалисту Фрэнсису Уотли назвала историю о безумии в семье обыкновенной выдумкой Дэвида. В частности, эпизод с приступом сумасшествия Терри на концерте Cream, который воспроизвел в фильме Гэбриел Рэндж, был, с ее точки зрения, «неудачным кислотным трипом».
«Наше знание о Боуи,— пишет Уилл Брукер,— сложная система, где два противоположных взгляда могут оказаться одинаково верными». Написать идеальную биографию артиста невозможно, как и снять идеальный байопик. Можно только описать свои собственные впечатления от общения с героем и его музыкой. Уилл Брукер пошел дальше. На протяжении целого года он жил будто внутри своего героя, чтобы понять его и себя.
«Сначала, основываясь на биографиях и онлайн-ресурсах, я составил списки всех книг, прочитанных Боуи, затем всех песен, которые он слушал, и, наконец, всех его любимых фильмов,— пишет Брукер.— Двенадцать месяцев моей жизни были организованы таким образом, чтобы соответствовать разным периодам его карьеры, с 1960-х годов и до 2015-го: я брал каждый из альбомов поочередно и слушал только его… Мне хотелось, чтобы отражение в зеркале каждый раз служило напоминанием о моем проекте. Я хотел установить с ним связь, в каком-то смысле слиться с ним». Брукер не только следовал стилю Боуи в одежде и прическе. В начале своего эксперимента он составил карту лондонского пригорода Бромли, в котором Боуи провел детство и юность, и буквально ходил по его следам. Финалом этого эксперимента можно считать случай, когда на показе мюзикла Боуи «Lazarus» одна из актрис увидела со сцены Брукера, одетого и накрашенного в полном соответствии с образом из 1990-х, и приняла его за «призрак Боуи».
Уникальность книги «Почему Боуи важен» в том, что Брукер подошел к ней одновременно и как фанат, и как ученый. Как фанат, он мечтает не просто подражать кумиру, он хочет стать им. Как ученый, он исследует не только конкретное явление, но и мир через него.
Брукер изучает механизмы, приводящие в движение образы в массовой культуре, он вглядывается в устройство сознания творца, он штудирует тексты песен как «постмодернистскую матрицу смыслов», а в качестве одного из творческих методов Боуи обнаруживает «избирательное воровство».
Брукер касается и гомосексуальности своего героя и его заигрывания с нацизмом. И то и другое, по версии профессора, маски: «Образ гея он использовал с тем же цинизмом, что и образ фашиста».
Книга «Почему Боуи важен», в отличие от фильма «Дэвид Боуи. Человек со звезды», не последовательное биографическое повествование, но многие мотивы этих произведений созвучны. Пожалуй, единственное, в чем Рэндж и Брукер по-настоящему противоречат друг другу, это в теме веры в успех. В фильме Боуи до самого финального шоу в клубе Friars Aylesbury сомневается в том, что все не зря. Брукер же видит другую картину: «Боуи, несомненно, сохранял почти непоколебимую веру в себя. В беседе с Джорджем Тремлеттом в 1969 году он "с улыбкой, но твердо" заявил: "Я буду миллионером к тридцати годам". Тремлетт отмечает: "По тому, как он это сказал, я понял, что мысль о возможной неудаче едва ли приходила ему в голову"».
Фотогалерея
Биография Дэвида Боуи
«С возрастом ты понимаешь, что практически все банальности, клише и расхожие мнения верны. Время действительно идет быстрее с каждым прожитым годом. Жизнь действительно очень короткая — как об этом и предупреждают с самого начала. И, кажется, в самом деле есть бог. Потому что если все остальные утверждения верны, почему я не должен верить этому?»
Фото: Reuters
Дэвид Боуи (настоящее имя Дэвид Роберт Джонс) родился в лондонском пригороде Бригстоне в 1947 году. В детстве будущий музыкан отличался буйным нравом: в одной из школьных драк ему повредили глаз, что привело к изменению цвета радужки. В результате трансформации зрачка стало казаться, что у Дэвида разный цвет глаз
Фото: AP
Дэвид Боуи начал интересоваться музыкой с раннего детства. Дома он заслушивал отцовскую коллекцию пластинок Фрэнки Лаймона, Литла Ричардса, Фэтса Домино, однако наибольшее впечатление на него произвел Элвис Пресли: «Я увидел, как моя кузина танцевала под… "Hound Dog". Прежде я не видел, чтобы что-либо заставило ее встать и настолько ее потрясло. Сила этой музыки произвела на меня действительно незабываемое впечатление. Я стал покупать пластинки сразу после этого случая»
Фото: AP / Brian Horton
В детстве Боуи самостоятельно научился играть на саксофоне и гитаре, а впоследствии к этим инструментам прибавилось еще и фортепиано, клавесин, губная гармоника, ксилофон, ударные и перкуссия. Свою первую группу под названием «the Konrads» музыкант собрал в возрасте 15 лет. Коллектив, в который в разное время входило от четырех до восьми человек, выступал преимущественно на местных вечеринках
Фото: AP / Suzanne Vlamis
Сольную карьеру музыкант начал в начале 1960-х, однако широкой публике стал известен только в 1969 году после выхода первого большого хита «Space Oddity», попавшего в первую пятерку хит-парада Великобритании. Песня, рассказывающая о вымышленном астронавте по имени Том, затерявшемся в открытом космосе, впоследствии вошла в одноименный альбом
Фото: AP
Спев о майоре Томе, решившем остаться на космической орбите, Дэвид Боуи стал регулярно изобретать новых персонажей, населяя ими собственную вселенную. Так родился образ Зигги Стардаста — вымышленного рок-музыканта, который хочет спасти мир музыкой. Сингл «Starman» с альбома «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars» вошел в первую десятку британского хит-парада
Фото: AP
«Я постоянно чувствую, что в моей жизни не хватает какого-то существенно важного звена, но какого именно — понять не могу. Ясно одно: я — игрушка в руках судьбы, а значит и сам имею право на эксперименты с собственным окружением. Основной метод прост: необходимо довести людей до такого состояния, когда они просто вынуждены на меня реагировать. Обожаю тактику шока. По-моему, творчество, которое не шокирует, лишено всякого смысла»
Фото: AP / Richard Drew
В 1976-м Дэвид Боуи впервые дебютировал в кино в фильме «Человек, который упал на землю» (кадр из фильма на фото). На основе своего персонажа из фильма музыкант создал образ Белого Герцога, который появился в альбоме «Station to Station»
Фото: British Lion Film Corporation
В фильме «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» он играл главную роль, а его партнерами были Рюичи Сакамото и Такеши Бит Китано. В легендарном «Голоде» у него также была заглавная роль: на пару с Катрин Денев Боуи пил кровь любовников. Считается, что именно эти сцены повлияли на приглашение певца на роль в «Твин Пикс»
Фото: AP / Redman
Дэвид Боуи выступал и на Бродвее. В 1980-1981 годах музыкант появился в знаменитой постановке «Человек-слон»
Фото: AP / Marty Lederhandler
Конец 1970-х ознаменовался «берлинской трилогией», работая над альбомами которой Боуи предельно сократил расстояние между массовым слушателем и современной электронной музыкой. В начале 1980-х он, как и следовало ожидать, стал одним из постоянных персонажей только что родившегося MTV, настоящей иконой клиповой культуры
Фото: AP / stf-Elise Amendola
Впитав идеи «новой волны», Дэвид Боуи задал высочайшую планку поп-сочинительства. К песням «Let`s Dance» и «China Girl» (написана в сотрудничестве с Игги Попом) диджеи и продюсеры возвращаются на каждом новом витке развития массовой музыки, снова и снова пуская в дело едкие сэмплы Боуи. В конце 1980-х он притворился рядовым членом громкой рок-группы — Tin Machine. А в 1990-е исследовал новые электронные ритмы в альбомах «Outside» (1995) и «Earthling» (1997)
Фото: AP / Brian Karmark
В 2003 году Дэвид Боуи отказался принять рыцарское звание, пожалованное ему королевой Англии Елизаветой II. «Не для этого я работал всю свою жизнь», — так прокомментировал свое решение музыкант
На фото: Дэвид Боуи и принцесса Диана
Фото: Reuters
Музыкант два раза был женат. Его первой женой в 1969 году стала модель Анджела Барнетт, в 1971 году у них родился сын Данкан Зоуи Хейвуд Джонс. Пара разошлась в 1980 году. В 1992 году Дэвид Боуи женился на модели Иман Абдулмаджид (на фото), в 2000 году у них родилась дочь Александрия Захра
Фото: AP / Chris Pizzello
«Мои эксперименты не всегда приятны; некоторые из них мне самому кажутся оскорбительными и даже опасными. Но слышать о собственном "разлагающем влиянии" на молодежь мне просто смешно. Чувства "высокой ответственности" я, должно быть, лишен с самого детства»
Фото: AP / Bob Child
Помимо музыки, Дэвид Боуи увлекается живописью. Его выставки регулярно проходят в больших галереях Европы и Америки. Ко всему прочему, он еще и основал собственное издательство 21 Publishing, выпускающее отличные книги по современному искусству
На фото: Дэвид Боуи получает степень почетного доктора музыкального колледжа Беркли, 1999 год
Фото: Reuters
В 2000 году еженедельник New Musical Express проводил опрос среди музыкантов различных стилей и направлений: «Какой музыкант оказал наибольшее влияние на ваше собственное творчество?» По результатам опроса самым влиятельным музыкантом столетия был признан Дэвид Боуи. В 2002 году в опросе «Би-би-си» «100 величайших британцев» Дэвид Боуи занял 29 место
Фото: Reuters
За свою карьеру Дэвид Боуи продал более 136 млн пластинок и вошел в десятку самых успешных артистов в истории поп-музыки Великобритании. О том, что Боуи завершает музыкальную карьеру в августе 2011 года заявил его биограф Пол Тринка, подчеркнув, что певец выйдет на сцену, если только будет готов роизвести «подлинное землетрясение». Однако день своего рождения, 8 января 2013 года Боуи выпустил первый за 10 лет сингл «Where Are We Now?» Ровно через три года свет увидел альбом «Blackstar»
Фото: Reuters
Дэвид Боуи умер 11 января 2016 года в возрасте 69 лет после 18 месяцев борьбы с раком. Это случилось спустя всего два дня после выхода 25-го альбома «Blackstar»
Фото: Reuters