Народный аристократ СССР
Умер Василий Лановой
В московской больнице умер от осложненной коронавирусной инфекции Василий Лановой — народный артист Советского Союза, украшение столичного Вахтанговского театра (на протяжении добрых 60 лет), актер с долгой и абсолютно всенародной славой.
Василий Лановой
Фото: Стас Владимиров, Коммерсантъ
О Василии Лановом можно сказать просто: самый красивый актер советского кино и один из самых красивых актеров кино мирового. Но сама по себе актерская красота ничто, если к ней не прилагается хотя бы одно из таких качеств, как ум, достоинство, верность основанным на жестоком опыте принципам, жажда мировой культуры. Хотя бы одно — а к красоте Ланового прилагались все эти качества.
Лет пятнадцать назад на открытии какого-то скороспелого кинофорума он, намеченный на роль свадебного генерала, вышел на сцену вслед за вереницей деятелей культуры, рассыпавшихся в благодарностях спонсорам, администрации и вообще партии и правительству.
Вышел, иронически вздернул бровь, развел руками: говорить не буду, лучше почитаю Пушкина: «Зависеть от царя, зависеть от народа — Не все ли нам равно? Бог с ними».
Вряд ли кто-то читал Пушкина, ощущаемого как современник и соратник, лучше, чем он.
Ленинскую премию (1980) он получил именно за чтение закадрового текста в «Великой Отечественной» — документальной эпопее Романа Кармена. Конечно, сцена и экран — это сцена и экран. Но и в жизни изощренная интонированность его речи изумляла, особенно если знать его биографию. Первым его языком был украинский, и даже когда он уже играл в Театре имени Вахтангова, великий Рубен Симонов беспощадно истреблял в его речи малороссийские интонации.
А еще Лановой долго и жестоко заикался после того, как немецкий солдат — три детских года он провел в оккупации под Одессой — дал над его головой две автоматные очереди.
Речь можно исправить. Но откуда у сына рабочих, внука крестьян эта гвардейская стать? Откуда естественный аристократизм в ролях Вронского («Анна Каренина», Александр Зархи, 1967) и шляхтича Дзержинского («Шестое июля», Юлий Карасик, 1968), белого шпиона Ярового («Любовь Яровая», Владимир Фетин, 1970) и фата Шервинского в белой черкеске («Дни Турбиных», Владимир Басов, 1976)? А он еще и капризничал в театре: надоели мне принцы (самый знаменитый — принц Калаф в «Принцессе Турандот»), дайте другое. И был счастлив, когда Симонов отвел ему в «Золушке» роль маркиза Па-Де-Труа, проспавшего 800 лет и буквально разваливающегося на запчасти.
Единственным, кто покусился на образ принца на экране, был гениальный Юлий Райзман. В «Странной женщине» (1977) высокопоставленный чиновник Внешторга был, конечно, неотразим, но свою неотразимость задушевный эгоист использовал во зло героине. Хотя с красотой Ланового даже Райзман ничего поделать не смог: разве что приклеил ему бороду.
На вопрос о лучшей своей роли Лановой отвечал: роль «короля пляжа» в «Полосатом рейсе» (Фетин, 1961). Тот самый, который «красиво плывут, вон та группа в полосатых купальниках». Понятно, что шутил.
Дескать, роль настолько крохотна, что сыграна безупречно,— да еще и единственная выпавшая ему комедийная роль в кино.
Но в согласии Ланового на микроэпизод были актерская лихость и профессиональное благородство. Ведь он стал звездой, едва появившись на экране в роли заносчивого школьника Литовского в «Аттестате зрелости» (Татьяна Лукашевич, 1954). И принял приглашение Фетина в паузе между двумя звездными хитами. «Алыми парусами» (Александр Птушко, 1961), где был, естественно, капитаном Греем, и «Коллегами» (Алексей Сахаров, 1962), экранизацией бестселлера Василия Аксенова, где его Лешка от лица всех мальчиков-шестидесятников клялся жить не по лжи.
Фетину он не отказал, а вот Сергею Бондарчуку долго отказывал (потом уступил), прежде чем сыграть Анатоля Курагина в «Войне и мире»: соглашался сначала только на князя Андрея. И от роли генерала Вольфа в «Семнадцати мгновениях весны» (1973) отбивался. Ну, не мог он забыть детство, не дергаться при звуках немецкой речи и тем более песенок под губную гармошку. Татьяна Лиознова убедила: а ты относись к Вольфу не как к врагу, а как к противнику. Даже от роли Ивана Вараввы в «Офицерах» (Вадим Роговой, 1971), намертво ассоциирующейся с Лановым, он трижды отказывался: не понимал свою функцию в плоском сценарии. Согласился, только придумав, что Варавва — носитель романтической традиции русского офицерства, оттеняющей мужицкую тяжеловесность героя Юматова.
Почему же только офицерства? Все сложнее. Лановой на экране и в жизни воплотил извечный парадокс русского мятежного романтизма, со времен Пушкина органично перетекающего в романтическое государственничество. И идеальным Шервинским он был именно потому, что только Лановой мог придать органичность переходу булгаковского героя от романтической контрреволюционности к приятию революции.
Точеное лицо Ланового было лицом русского романтизма изначально, со времен второго же его фильма «Павел Корчагин» (Александр Алов, Владимир Наумов, 1956). Только благодаря ему удался замысел отцов советского «революционного барокко» совместить беспощадную жуть судьбы Островского-Корчагина с гимном чистоте и бескорыстию человеческого порыва. На голодном, промерзшем до костей историческом фоне Павка Ланового, избегавший в интонациях и пластике любого бытовизма, был не просто «большевистским Иисусом Христом», а таким «Христом», в которого невозможно не влюбиться.
Фотогалерея
Гвардии Лановой
Василий Лановой родился 16 января 1934 года в Москве. В детстве занимался в театральной студии Дворца культуры ЗИЛа. После школы поступил на журфак МГУ, но вскоре забрал документы и поступил на актерский факультет Щукинского училища, который окончил в 1957-м. В том же году вошел в состав труппы Театра имени Евгения Вахтангова, на подмостках которого сыграл более 50 ролей, среди которых: Калаф («Принцесса Турандот»; кадр из спектакля на фото), Фабиано («Мария Стюарт»), Цезарь («Антоний и Клеопатра»), Зильбербрант («Господа Глембаи»), Маяковский («Конармия») и другие
Фото: Фридлянд Семен / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Актер много снимался в кино. Дебютной для него стала роль старшеклассника Валентина Листовского в фильме Татьяны Лукашевич «Аттестат зрелости» по пьесе Лии Гераскиной (1954). Среди наиболее знаменитых ролей Ланового — в фильмах «Алые паруса» (1961), «Анна Каренина» (1967), «Офицеры» (1971), «Семнадцать мгновений весны» (1973; на фото слева, генерал Вольф), «Дни Турбиных» (1976)
Фото: РИА Новости
«Лучшее в классической культуре никогда не должно забываться и заслоняться модерновыми и авангардистскими течениями»
На фото: Василий Лановой в роли Анатолия Курагина в фильме «Война и мир» (1965)
Фото: РИА Новости
В 1979 году Василий Лановой озвучил многосерийный документальный фильм «Великая Отечественная». Его работа была отмечена Ленинской премией. В 1985 году получил звание народного артиста СССР
На фото: Василий Лановой (второй слева) дает автографы делегатам XVIII съезда профсоюзов СССР
Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости
Много лет Василий Лановой преподавал в Театральном институте имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Вахтангова. С 1996 года он был профессором, заведующим кафедрой сценической речи
На фото: Василий Лановой (справа) в гримерке перед началом спектакля «Два часа в Париже с одним антрактом»
Фото: Анатолий Рухадзе / ТАСС
Актер был председателем межрегионального общественного фонда содействия сохранению и развитию патриотических и культурных традиций «Армия и культура», президентом международного детского кинофестиваля «Алые паруса Артека»
Фото: Коммерсантъ / Алексей Куденко
В 2008-2010 годах Василий Лановой был членом Общественной палаты РФ, входил в состав комиссии по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей
На фото: актер на презентации киностудии «Русский богатырь» в Доме кино
Фото: Коммерсантъ / Валерий Левитин
Василий Лановой (слева) и архиепископ Истринский, викарий Святейшего Патриарха Арсений на VI торжественной церемонии награждения знаком ордена «За труды и Отечество» в зале церковных соборов храма Христа Спасителя
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
В 2018 году Василий Лановой был доверенным лицом кандидата в президенты РФ Владимира Путина и кандидата на пост мэра Москвы Сергея Собянина
На фото: актер на церемонии вручения государственных наград в Кремле
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
«Мне вообще везет на людей, общение с которыми было не только чисто профессиональной, технической учебой. Это всегда духовное общение»
Актер был членом Союза кинематографистов РФ и Российской академии кинематографических искусств «Ника», почетным членом Российской академии художеств и Российского военно-исторического общества
Фото: Коммерсантъ / Андрей Луковский
«В практике театра не было и не может быть точного повторения одного спектакля. Любой из них, даже самый выверенный режиссером по хронометражу, по мизансценам, каждый раз будет хоть немного, но все же другой»
За годы творчества Василий Лановой был удостоен множества наград, среди которых — Ленинская премия (1980), ордена Дружбы народов (1994), Почета (2001), «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней (2008, 2004), Александра Невского (2013) и другие
Фото: Коммерсантъ / Стас Владимиров
Актер — лауреат многих театральных премий, в том числе имени Андрея Миронова «Фигаро», «Хрустальной Турандот», «Золотой маски». В 2020 году Лановой стал Почетным гражданином Москвы
Фото: Коммерсантъ / Вячеслав Прокофьев
В 2015 году актер стал соучредителем общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России» и был председателем его попечительского совета
На фото: Василий Лановой и президент России Владимир Путин во время акции «Бессмертный полк» на Красной площади
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
Актер Василий Лановой на III Московском параде кадетов «Не прервется связь поколений», посвященному 72-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне и 76-летней годовщине битвы под Москвой
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
В 1985 году вышла его книга «Счастливые встречи», а в 2004-м — автобиографическая книга «Летят за днями дни…»
На фото: Василий Лановой и пианист Левон Оганезов (справа) на церемонии вручения Первой театральной премии «Хрустальная Турандот» в театре Вахтангова
Фото: Коммерсантъ / Петр Кассин
«Я специально не стараюсь быть любимцем женщин, просто остаюсь самим собой»
Василий Лановой был женат третьим браком, супруга — народная артистка РСФСР Ирина Купченко. Первой женой актера была народная артистка РФ Татьяна Самойлова, второй — актриса Тамара Зяблова
Фото: Коммерсантъ / Юрий Стрелец
«Актер должен оставаться загадкой для зрителя»
2 января 2021 года стало известно, что актер заболел коронавирусом. Также заболела его жена, Ирина Купченко. В конце января состояние артиста ухудшилось. 28 января Василий Лановой скончался
Фото: Коммерсантъ / Александр Казаков