Торговля окунулась в суэцкую жизнь

Движение по каналу войдет в график через месяцы

Контейнеровоз Ever Given, перегородивший Суэцкий канал, наконец сняли с мели и, вернув на фарватер, вывели из узкой части канала в Большое Горькое озеро. Это позволит возобновить движение на наиболее оживленной морской артерии мира после почти недельной остановки. За неделю простоя канала мировая торговля могла потерять до $10 млрд. На общую нормализацию движения потребуется трое-четверо суток, оценивают египетские власти, однако полная ликвидация сбоев в графике, вызванных этим происшествием, займет недели, если не месяцы.

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

Перегородивший Суэцкий канал контейнеровоз Ever Given (в тайм-чартере у Evergreen) успешно снят с мели, объявил 29 марта директор Suez Canal Authority Усама Рабиа. К утреннему приливу курс судна был восстановлен на 80%, и благодаря приливу его вернули на фарватер — как сообщила Royal Boskalis Westminster, чья дочерняя компания Smit Salvage занималась освобождением судна, возврат на фарватер состоялся в 15:05 по местному времени, или в 16:05 по московскому. В процессе операции судно вновь развернуло течением поперек канала, сообщало Reuters, но заново на мель оно не село.

Как перекрывался Суэцкий канал

Смотреть

Ever Given движется в направлении Большого Горького озера, где его осмотрят специалисты; по итогам техосмотра, сообщает Evergreen, станет понятно, сможет ли оно продолжить плавание. На момент сдачи материала судно прошло узкую часть канала и Малое Горькое озеро и вошло в Большое. Навигация должна была возобновиться в 20:00 по местному времени (21:00 по московскому). Порядок пропуска застрявших судов не уточнялся.

400-метровый контейнеровоз Ever Given (20 тыс. TEU) утром 23 марта сел на мель посреди Суэцкого канала, полностью его заблокировав. К моменту возврата судна на фарватер прохода через канал ожидали уже 437 судов разных типов (оценка Gulf Agency Company), в том числе танкеры, газо- и контейнеровозы. В норме по Суэцу проходят около 50 судов в сутки, однако интенсивность движения может быть увеличена.

Далее основной вопрос — в скорости восстановления нормального движения по каналу. Ранее Allianz оценивала ущерб, который наносит блокировка Суэцкого канала мировой торговле, в $6–10 млрд в неделю. По данным The Loadstar, операционные затраты простаивающих судов составляют около $3,25 млн в сутки для контейнеровозов и около $500 тыс. для танкеров.

По оценкам Ocean Insights, по состоянию на вечер воскресенья всего из-за затора в Суэцком канале простаивало 77 контейнеровозов совокупной вместимостью 876 тыс. TEU — это 3,7% емкости мирового контейнерного флота и чуть больше, чем совокупная вместимость всех новых контейнеровозов, поставленных в 2020 году.

Крупнейший линейный перевозчик Maersk, у которого 3 судна оказались непосредственно в канале и 30 — в заторе на входах, 15 контейнеровозов уже направил в обход мыса Доброй Надежды. У CMA CGM застряло 21 собственное и партнерское судно, перенаправлены — два. Длинным путем отправили свои суда и другие операторы, в том числе сама Evergreen, чье судно Ever Greet было одним из первых, свернувших к югу.

По оценке господина Рабиа, полное восстановление движения займет 3,5 суток.

Argus рассчитало, что при интенсификации движения на расчистку затора потребуется чуть более недели. Но, как предупреждает Maersk, на ликвидацию задержек и сбоев в графике, вызванных инцидентом с Ever Given, уйдут недели, если не месяцы. Также возникает вопрос об ответственности за инцидент. Как сообщило «РИА Новости» со ссылкой на советника президента по развитию морских портов и Суэцкого канала Мохаба Мамиша, Египет намерен потребовать компенсации затрат от владельца судна. По мнению господина Мамиша, за происшествие ответственность несет капитан Ever Given.

Наталья Скорлыгина

Фотогалерея

Суэцкий коллапс

Смотреть

Вся лента