Марин Макрон или Эмманюэль Ле Пен
В поисках президента Франция идет направо
В ожидании президентских выборов 2022 года французские политики утешаются опросами общественного мнения. Новый — проведенный институтом Elabe для BFM — подтвердил, что главными конкурентами станут Марин Ле Пен и Эмманюэль Макрон. В первом туре им прочат в зависимости от состава соперников соответственно 26% и 25% или 28% и 27%. Конкуренты отстают на десятки пунктов, следовательно, их роль сведется к донорству — кому из двоих фаворитов во втором туре отойдут голоса выбывших, после того как в первом те сойдут с дистанции. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Стандартный расклад на французских президентских выборах напоминает фотографию на память. Слева направо: радикальные левые Жан-Люка Меланшона, левые центристы-социалисты PS, правые центристы-«республиканцы» из LR, замыкает ряд кандидат(ка) крайне правых.
Эмманюэль Макрон со своей «Вперед, Республика!» на прошлых выборах смешал картину, неожиданно встав в самый центр и растолкав соседей. Явившись с левого фланга, он потеснил правых, присвоив себе голоса не только части социалистов, но и избирателей-«республиканцев», лишившихся на выборах 2017 года своего лидера Франсуа Фийона.
В нынешней картинке левый фланг блекнет, зато правый вырисовывается очень ясно.
Огромным преимуществом крайне правых является наличие у них единого постоянного лидера — главы «Национального объединения» Марин Ле Пен.
Близкие ей по духу политики вроде Николя Дюпон-Эньяна из «Вставай, Франция!» не станут с ней соперничать, а наверняка принесут ей в копилку второго тура собранные в первом 4–6% голосов. Туманная перспектива конкуренции признанного лидера с ее молодой, яркой и амбициозной племянницей Марион Марешаль-Ле Пен на ближайших выборах не рассматривается, хотя та и остается подающим немалые надежды членом политической семейки.
Напротив, правые центристы не могут пока выдвинуть единую устраивающую всех фигуру. Кандидатура Николя Саркози вычеркнута несколькими судебными процессами. За роль первого плана борются видный член LR Ксавье Бертран и близкая к «Республиканцам», но покинувшая партию Валери Пекресс, а также Брюно Ретайо, председатель фракции партии «Республиканцы» в Сенате. Непонятно, прибегнет ли партия к внутренним праймериз, как пять лет назад, но Ксавье Бертран сразу заявил, что не подчинится партийному голосованию и пробьется на выборы не мытьем, так катаньем. Свои потенциальные 15% в первом туре он ни с кем не собирается делить. Возможно, он прав. Псевдодемократическая процедура с дебатами и руганью в прямом эфире на прошлых выборах скорее подпортила репутацию партии, чем продемонстрировала ее открытость.
Нельзя исключить и вариант, что в ближайшие месяцы у правых «Республиканцев» и их союзников появится новый, выдвинутый решением партийных штабов или самопровозглашенный лидер.
Например, в лице бывшего премьер-министра, а ныне мэра Гавра Эдуара Филиппа, руководившего страной на пути к выходу из санитарного кризиса и смененного нынешним Жаном Кастексом, как будто бы притягивающим неудачи.
Точно так же тасуются карты и на левом фланге. Некогда мощнейшая Социалистическая партия настолько утратила большую часть своего влияния и всех своих харизматичных лидеров, что это даже заставляет ее бывшего председателя, экс-президента Франсуа Олланда задумываться о том, что, может быть, он покинул большую политику слишком рано и ему стоило побороться за второй срок.
«Зеленые», находящиеся в той же левой части картины и овладевшие на муниципальных выборах несколькими важными городами, сейчас то и дело влипают в скандалы, связанные с союзом с «политическим исламом», как это произошло с мэрией Страсбурга. Она выделила миллионную помощь на строительство мечети, руководители которой до этого демонстративно отказались подписать провластную хартию мусульман Франции. На выборах в первом туре лидерам «Зеленых» ничего не светит. Ну а затем они тоже могут в силу конъюнктурных соображений отдать голоса правым. Разве за охрану природы нельзя бороться, будучи правым политиком?
Более или менее подходящей фигурой для объединения левых называют Жан-Люка Меланшона, лидера «Непокорившейся Франции».
Но и ему прочат от силы 11%, которые затем ему предстоит «продать» одному из кандидатов. Это будет большой проблемой, учитывая, что он находится в яростной оппозиции и к Эмманюэлю Макрону, и к Марин Ле Пен. Впрочем, к ней он несколько смягчился в последние месяцы, ну а его избиратели и вовсе готовы, согласно тому же опросу Elabe, отдать 9–10% во втором туре за председательницу «Национального объединения». Процесс смыкания крайне правых с крайне левыми здесь как на ладони.
Вне зависимости от опросов, к которым, конечно же, следует относиться с осторожностью, новые президентские выборы во Франции станут необычными. Вот уже в нескольких президентских кампаниях крайне правые, а именно партия Ле Пенов, получали мат в два хода. Сначала победа в первом туре, затем поражение во втором, где против них объединялись все — от центра и до самых левых окраин.
Но в 2022-м протестное голосование в первом туре, которое, как уже ясно, почти наверняка приведет Марин Ле Пен во второй, может продолжиться.
На сей раз фигурой отрицания может стать не только председательница «Национального объединения», но и действующий президент, за свою пятилетку вызвавший к жизни «желтых жилетов», наделавший массу ошибок в санитарной войне и вообще связанный теперь в общественном сознании с неприятнейшей для французов «эпохой карантина». Так что, какой будет двухходовка на этот раз, пока сказать сложно. Ясно одно: судьба выборов будет решаться на правом фланге.