В пенсионные планы вписалась цифра
НПФ Сбербанка привлекает клиентов технологичностью
НПФ Сбербанка вновь активизирует продажи розничных пенсионных продуктов — индивидуальных пенсионных планов (ИПП). Стагнировавшие в предыдущие три года сборы по новым договорам в первом квартале 2021 года достигли 6 млрд руб. Впрочем, доходность по ИПП остается довольно консервативной и отстает от большинства бенчмарков, лишь немногим превышая инфляцию. В фонд приходят консервативные клиенты, которым важно не накопление средств, а сбережение, полагают эксперты.
Поступления по добровольным пенсионным программам (НПО) крупнейшего российского НПФ Сбербанка составили 7,8 млрд руб., сообщила на пресс-конференции во вторник, 20 апреля, руководитель блока «Управление благосостоянием» кредитной организации Наталья Алымова. Большинство из них было обеспечено привлечением по индивидуальным пенсионным планам (ИПП). «За первый квартал было заключено 17 тыс. новых договоров по ИПП»,— заявили “Ъ” в НПФ, отказавшись раскрывать конкретные цифры по привлеченным средствам. «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу фонда называет 6,2 млрд руб. Пресс-служба блока «Управление благосостоянием» Сбербанка не предоставила корреспонденту “Ъ” возможность задать вопросы на пресс-конференции. В прошлом году было заключено 47 тыс. новых договоров, сообщили в НПФ Сбербанка. Согласно отчетности фонда, суммарные взносы физлиц за весь 2020 год составили 9,6 млрд руб.
17,7 миллиарда рублей
привлекли крупнейшие НПФ по договорам индивидуальных пенсионных планов в 2020 году
НПФ Сбербанка с конца 2016 года занялся развитием розничного НПО, первоначально делая ставку на продажи ИПП через сеть материнского банка. До начала 2018 года, когда эти продажи были прекращены, он собрал по ним клиентскую базу почти в 1,5 млн человек (см. “Ъ” от 16 января 2018 года). В прошлом году Сбербанк возобновил привлечение по ИПП, в частности через «Сбербанк Онлайн». Гендиректор НПФ Сбербанка Александр Зарецкий заявил на пресс-конференции, что в планах фонда в этом году собрать по ИПП 25 млрд руб. взносов. «Средние чеки у нас выросли — начиная с 4–5 тыс. до 10 тыс. руб.»,— отметил топ-менеджер. При этом растет роль цифровых каналов продаж — к концу прошлого года фонд вышел на привлечение порядка 1 тыс. клиентов в месяц через «Сбербанк Онлайн». В 2021 году планируется собрать 1 млрд руб. через цифровые каналы.
На портфеле по розничным пенсионным продуктам НПФ Сбербанка за прошлый год заработал для клиентов 6% годовых. Хотя это превышает годовую инфляцию на 1,1 процентных пункта, однако ниже средневзвешенной ставки депозита свыше трех лет, в декабре 2019 года составившей 6,2% годовых. Самостоятельные консервативные вложения в рынок гособлигаций принесли бы за прошлый год 8,5% годовых, о чем свидетельствует индекс полной доходности госбумаг Мосбиржи (RGBITR). Если бы гражданин выбрал корпоративный сегмент, то заработал 8,2% (рассчитано по RUCBITR).
Основную часть агрегированного портфеля по НПО фонда на конец 2020 года составляли вложения в ОФЗ, на которые приходилось 47,8%. Также 41,1% пенсионных резервов было вложено в корпоративные облигации. Еще 5,8% лежало на счетах банков. В акции было вложено 3,3%, а в субфедеральные долговые бумаги — 2%.
«Конкурентность ИПП по сравнению с другими финансовыми продуктами, а также самостоятельным размещением средств пока неочевидна»,— говорит младший директор «Эксперт РА» Артем Афонин. По его словам, достаточно активное привлечение средств НПФ, сделавших ставку на ИПП, происходит в том числе за счет увеличения среднего взноса, что может говорить о переориентации на более состоятельную базу, которая, возможно, более консервативна в своем планировании и рассматривает пенсионный продукт в качестве возможности сохранения средств, а не приумножения. «Потому для подобной клиентской базы может быть более важно превышение доходности ИПП над инфляцией, что демонстрируют розничные пенсионные планы большинства НПФ»,— заключает он.