Целевой сбор в пользу акционера
Илья Усов о доверии клиентов на пенсионном рынке
Инвестиционная стратегия НПФ Сбербанка разработана, исходя «из тех задач, которые мы ставим для того, чтобы зарабатывать доход для наших акционеров», обыденным голосом, как будто отчитываясь перед начальником, сидевшей рядом руководителем блока «Управление благосостоянием» Натальей Алымовой, рассказывал на пресс-конференции гендиректор фонда Александр Зарецкий. Потом, будто вспомнив, что, помимо начальства рядом присутствуют и журналисты, поправился: «Для наших клиентов, прошу прощения».
Можно было бы списать это на простую оговорку. Однако и в последнем актуарном отчете фонда отмечается, что ключевым направлением фонда «является максимизация прибыли акционера» (см. “Ъ” от 6 апреля).
Чтобы убедиться в том, на кого работает НПФ Сбербанка, можно даже не ходить на пресс-конференции и не читать актуарные отчеты.
Достаточно просто пойти в отделение материнского банка и, как призывают госпожа Алымова и господин Зарецкий, «позаботиться о своей пенсии». То есть заключить договор по индивидуальному пенсионному плану (ИПП), чтобы самостоятельно копить на старость.
В этом случае вы получите договор, в котором где-то в глубине будет прописано, что каждый раз, внося деньги на счет, вы будете отдавать НПФ 1,5% от этой суммы по самому массовому розничному плану «Целевой 3.0». По плану «Активный капитал» отчисления уже достигают 3%. Все это в рамках закона, но, как было в моем случае, вне информации, предоставленной операционистом банка.
Можно было бы и это списать — на общую рыночную практику. Но, например, в «ВТБ Пенсионный фонд» и «Газфонд Пенсионные накопления» процент с взносов клиентов пока не берут. Справедливости ради, у Сбербанка тоже есть такой вариант. Внести деньги без потерь можно при заключении договора «Целевой 3.2» через «Сбербанк Онлайн», но это направление только развивается. «У нас амбициозная цель — собрать 1 млрд руб. (из общих планов на год в 25 млрд руб.— “Ъ”) подобным цифровым образом»,— говорил Александр Зарецкий. То есть пока большая часть идет все-таки через банковскую сеть с неизбежным целевым взносом.
Через пять лет сборы онлайн должны вырасти до 10 млрд руб., планируют в фонде.
И хочется верить, что цифровой канал разовьется и в нем не появится «налог на взносы» в пользу акционера. Однако на пути этих надежд стоит доходность ниже сопоставимых финансовых инструментов, которую показывает фонд по добровольным пенсионным программам (см. “Ъ” от 21 апреля). И тут к месту приходятся слова Александра Зарецкого, сказанные в целом про российскую пенсионную систему: «Ситуация сложная, понимания нет, а там, где нет понимания,— там нет доверия». Но заработать доверие, если ты учитываешь интересы акционера, а не клиента, довольно сложно.